Вот бы узнать, когда рассосутся столичные «пробки» и по Москве можно будет колесить безбоязненно. Как в старые добрые времена. Не закладывая на получасовую поездку дополнительных три часа и все равно рискуя опоздать.
Редактор, обсуждая со мной тему этой колонки, прямо спросил: «Что, мол, тебя, Андрей Цыбульский, интересует в сегодняшней (прямо скажем — непростой) ситуации, сложившейся на авторынке?» Разговор, замечу, был телефонный. А я как раз уже минут сорок в глухой «пробке» стоял. И ничегошеньки меня на этом свете не интересовало, кроме как из этой задницы выбраться и до дома добраться (ну и миграция диких гусей, конечно, хотя это к делу не относится). Я ему и ответил вопросом на вопрос. Тем самым, что в первой строчке этих заметок. И связь моего интереса с авторынком обосновал железно, как кузов впереди идущего самосвала.
Пора, мол, всю эту вакханалию рыночную к чертям собачьим притормозить…
Вот вы сейчас начнете возмущаться, укорять меня всячески. Апологетом авторитаризма объявите. Нельзя душить свободную конкуренцию, и все такое. А я, между прочим, никого душить и не предлагаю (кроме разве что тех подлецов, которые чадом своих грузовиков и автобусов окружающих травят, а заодно и тех, кто им это позволяет). А так, слегка разрулить ситуацию. Сами видите: количество машин растет.
В прошлом году авто иностранных брендов по стране продали около миллиона. За три квартала этого — уже почти 1 миллион 150 тысяч. И это только иномарки (собранные у нас и ввезенные). Но ведь и наших исконных автостроителей никто не останавливал. Значит, еще тыщ 600.
Народ, влезая в долги, все это исправно раскупает. И, едва выехав за ворота автосалона, намертво встает в «пробках». Кредит за машину выплачиваем, а ездим в переполненном метро — абсурд! И ладно народ — он у нас малосознательный и завистливый (вон, Вовка новый джип взял, а я что — хуже?!). Мне про дилеров интересно: они-то сами по воздуху, что ли, летают? Нет бы, проявив гражданскую сознательность, приостановить реальные продажи. Можно ведь просто брать с людей предоплату, записывая их в длиннющие очереди (впрочем, торговцы этим и так занимаются).
Власти тоже хороши: приобретение сверхкомпактных микролитражек толком не стимулируют, затягивают принятие экологических норм и не обеспечивают эффективный контроль транспорта. Но, во-первых, сколько им ни пеняй — все без толку. А во-вторых, даже объявив единственным легитимным городским транспортным средством, скажем, Smart и пуская водителей в центр только по прописке, как недавно придумали в мэрии (я не Smart имею в виду, а прописку), проблему не решить. В лучшем случае — отсрочить очередной коллапс.
Пересади народ хоть на скутеры, хоть на велосипеды — без строительства новых дорог и реконструкции старых не обойтись. Другое дело, что дорожный ремонт автоматически провоцирует очередную «пробку»…
В общем, единственный выход из ситуации — прекратить прирост автопарка.
То есть запретить продажи новых машин. А заодно разогнать «автомобильные» СМИ, трогательно расписывающие достоинства лошадиных сил и потакающие мужским слабостям.
Все. Иду собирать чемоданы…