АДВОКАТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает адвокат Алексей РЕУТ.
СЛЕДСТВИЕ ПОКАЖЕТ
В конце этого лета мой сын со своим приятелем отправились в автомобильное путешествие. В Смоленской области ребята попали в жуткое ДТП — в результате аварии погиб мой сын, а его друг получил тяжелые травмы. Когда водитель машины (друг моего сына) вышел из комы, то заявил, что в этой аварии его вины нет, поскольку за рулем находился мой сын. Я с этим утверждением в корне не согласен, поскольку у моего мальчика не было «прав». Возможно ли определить истинную картину происшествия?
Игорь КАРАЧКИН
— По опыту скажу, что водители — виновники аварии частенько пытаются спихнуть всю ответственность на мертвых. Но лишь в редких случаях им удается уйти от заслуженного наказания. Ведь возбуждается уголовное дело, проводится расследование, в ходе которого следователем отрабатываются все возможные версии происшествия. Обязательно проверяется и версия выживших в ДТП людей. Так, если приятель вашего сына утверждает, что в момент аварии его не было за рулем, то следователь обязан проверить это: опросить свидетелей, сотрудников ГИБДД, оформлявших аварию, врачей, сотрудников МЧС (если таковые приезжали на данную аварию).
Если этого окажется недостаточно для установления истины, то по делу должна быть проведена судебно-медицинская экспертиза, которая по травмам и их расположению на теле погибшего и пострадавшего даст заключение, где находился в салоне автомобиля тот или иной человек в момент аварии.
Только после этого следователь будет решать, кто находился за рулем, виновен ли он в случившемся и нужно ли привлекать его к уголовной ответственности. Если выяснится, что виновником случившегося действительно стал ваш погибший сын, то уголовное дело должно быть прекращено в связи со смертью виновного в совершении преступления. Коли же установят, что виновен приятель вашего сына и именно он вел машину, то к ответственности привлекут его.
КАМИКАДЗЕ С ТРОТУАРА
Пешеход неожиданно выбежал на дорогу, «вынырнув» из-за припаркованного грузовика. Я не успел затормозить и «прокатил» его на капоте. В результате наезда пешеход получил тяжкие телесные повреждения, в отношении меня возбудили уголовное дело. Позавчера мне позвонил следователь и сказал, что я не виновен в ДТП и он готов закрыть уголовное дело. Но только после того, как я возмещу ущерб пострадавшему. Скажите, какое отношение имеет прекращение дела к возмещению ущерба?
Кирилл НИКОЛАЙЧЕНКО
— Ровным счетом никакого. Если вы не виновны в происшествии, следователь обязан закрыть дело безо всяких «но», поскольку возмещение ущерба пострадавшему не имеет отношения к его работе.
Однако на практике нередко происходит так: следователь закрывает дело за отсутствием вины в действиях водителя, а в ответ пострадавшие начинают заваливать надзорные органы жалобами на следователя. Человеку в погонах, понятное дело, не хочется подвергаться различным проверкам, поэтому он делает все, чтобы перестраховаться. Вы выплачиваете пострадавшим деньги, а он с чистой совестью закрывает дело.
Но еще раз скажу, что вы можете настоять на прекращении дела до того, как вы заплатите пострадавшей стороне. Особенно подчеркну, что независимо от степени своей вины или полной невиновности в совершении наезда на пешехода вы (как владелец источника повышенной опасности) обязаны компенсировать сбитому человеку моральный и материальный вред. Так гласит Гражданский кодекс РФ.
СПЕЦИАЛИСТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает руководитель учебного центра НПО пожарной безопасности «Пульс» Сергей АФАНАСЬЕВ.
«БРАНДСПОЙТ» ДЛЯ МАШИНЫ
Статистика возгораний автомобилей, увы, не радует. Подскажите, каким образом можно максимально защитить машину от пожара. Точнее, в случае его возникновения как быстро потушить огонь?
Илья НЕЧАЕВ
— В соответствии с существующими требованиями пожарной безопасности для автомобильного транспорта каждый легковой автомобиль должен быть укомплектован переносным огнетушителем, масса заряда которого должна составлять не менее 2 кг. Поскольку порошковый огнетушитель является наиболее универсальным, то я могу смело рекомендовать его в качестве надежного средства для тушения огня. Предпочтительнее всего огнетушитель ОП-2 (порошковый огнетушитель закачного типа).
Однако нельзя забывать, что не во всех ситуациях можно воспользоваться огнетушителем. Поэтому для начала давайте определимся с пожароопасными местами: что и где у нас может загореться в автомобиле?
А горит у нас чаще всего подкапотное пространство, где находятся бензопровод, провода высокого напряжения, бензонасос. Кроме того, по дорогам бегает немало автомобилей, оснащенных карбюратором. Это и есть наиболее уязвимые места с точки зрения пожарной безопасности.
Поэтому для наиболее надежной и полной защиты вашего любимого авто мы рекомендуем помимо обязательного ОП-2 использовать автономный генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг-2», который способен справиться с огнем в авто даже в ваше отсутствие. Этот прибор надежно защищает подкапотное пространство, где чаще всего и происходит возгорание.
Но моторный отсек — это еще не весь автомобиль. К сожалению, возгорания случаются и в салоне автомобиля.
Загорается неисправная электрика: кустарная проводка, подогрев сидений (как правило, установленный какими-нибудь «умельцами»), прикуриватель. С этими бедами хорошо справляется тот самый «штатный» ОП-2. Только нужно помнить одно простое правило — размещать огнетушитель в автомобиле необходимо в максимально доступном месте, чтобы можно было быстро им воспользоваться.
ДИЛЕР
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает руководитель отдела развития сервиса «Группы компаний «Автомир» Владимир СОКОЛ.
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ
Производитель заявил интервал прохождения техобслуживания для моего авто через каждые 15 000 км пробега, однако дилер рекомендует делать это каждые 10 000 км. Стоит ли соглашаться?
Борис МЕТЕЛКИН
— Сразу замечу, что многие именитые автопроизводители, приходя на российский рынок, снижают межсервисные пробеги в связи с неблагоприятными условиями эксплуатации. Так, например, еще с 1 сентября 2004 года компания «Peugeot» официально признала Россию страной с «тяжелыми условиями эксплуатации». В связи с этим рекомендуется придерживаться регламента технического обслуживания «для тяжелых условий эксплуатации», разработанного французскими инженерами и оптимально подходящего для российских условий.
Скажем, первую замену масла рекомендуется проводить через 10 000 км пробега, а не через 20 000 км, как это происходит, например, в странах Евросоюза. Также, если автомобиль эксплуатируется в условиях мегаполиса, компания рекомендует менять фильтры салона через 10 000—15 000 км пробега или один раз в полгода, что, по мнению специалистов, обеспечит чистый воздух в салоне и предотвратит запотевание стекол.
Вышеприведенный подход в том или ином виде присутствует практически у всех зарубежных автопроизводителей. Зачастую в так называемых «мануалах» «тяжелые условия эксплуатации» получают свою расшифровку. Например, «Mitsubishi» в случае поездок на короткие расстояния, частых холодных стартов, поездок по очень запыленным дорогам указывает, что «масло и фильтр должны меняться чаще».
При этом следует отметить, что сокращение межсервисных пробегов, как правило, носит исключительно рекомендательный характер и соответственно предполагает значительную долю субъективизма в принятии решения каждым конкретным собственником автомобиля.
Учитывая данное обстоятельство, практически все официальные дилеры, ориентируясь, с одной стороны, на требования автопроизводителей (они для них, в отличие от простых потребителей, носят уже не рекомендательный, а зачастую обязательный характер), а с другой — на собственный опыт технического обслуживания и ремонта автомобилей, разрабатывают программы сокращенного межсервисного обслуживания, включающие в себя дополнительные бонусы для владельцев автомобилей — скажем, продление сроков гарантии.
При этом принятие окончательного решения все равно остается за владельцем автомобиля. Иными словами, официальный дилер не может навязать ему собственный регламент. Обязательной в любом случае остается та периодичность ТО, которая указана в «мануале» каждого конкретного автомобиля.
Таким образом, каждый владелец автомобиля принимает на себя ответственность, когда на одной чаше весов оказываются неизбежно возрастающие затраты на техническое обслуживание при сокращении межсервисного пробега, а на другой — возможные риски значительных финансовых затрат на проведение ремонта автомобиля в послегарантийный период.