Федеральным законом с 1 июля будущего года вводится весьма непривычное для российского водилы понятие — пороговая концентрация алкоголя в крови.
Она составляет 0,3 промилле (или 0,15 мг в литре выдыхаемого воздуха), при достижении которой гражданин признается пьяным. Причем «решать вопрос» будет дозволено и придорожному полицейскому.
И что интересно, после принятия этого закона в кругах автомобилистов пошли байки о том, что антиалкогольная статья в новой редакции стала якобы либеральней: теперь, мол, можно даже слегка «принять», потом сесть за руль и не подвергнуться каре. На самом деле это не совсем так. Вернее, совсем не так.
Однако начнем с того, что, оказывается, на протяжении последних нескольких десятков лет и советское, и российское законодательство позволяло... пить перед посадкой за руль. Пресловутая статья КоАП РФ 1 2.8 предусматривает санкции только против водителей, находящихся в состоянии опьянения. В переводе на общедоступный язык, управлять автомобилем с дозой «принятого на грудь» алкоголя можно, если нет явных медицинских признаков опьянения. А их, и это важно, уполномочен констатировать только врач. Но ведь известно, что некоторых наших богатырей даже пресловутые пол-литра «торкнуть» не в состоянии.
А поскольку в большинстве своем народ у нас крепкий, значит, может управлять авто и при этом быть в трезвом уме, осушив даже полстакана. Но с введением новой редакции Административного кодекса даже тем, у кого выработался прекрасный иммунитет на алкоголь, придется забыть о возлияниях за рулем. Ведь прописанный порог в 0,3 промилле в водительском «выхлопе» разом отправил в технический нокаут любую возможность «нахождения за рулем в состоянии опьянения». То есть даже если пойманный по подозрению в пьянстве водила с первого раза да с закрытыми глазами попадает пальцем в нос; без отклонения от курса, будто космический аппарат, пройдет по прочерченной мелом линии; и даже если, не обронив ни капли своей физиологической жидкости, до краев наполнит баночку для анализов, он по-любому будет признан «синеньким», если в его дыхании более 0,3 промилле алкоголя. Но это уже, считай, история...
А с 1 июля 2008 года, как мы уже сказали, трезвость или невменяемость российских «рулевых» будут определять не только и не столько с помощью всестороннего медисследования, а главным образом с помощью алкометров. Благо приборы, которыми уже оснащены все наркологические кабинеты экспертизы столицы (а к будущему июлю их должны получить и в ГИБДД), нового поколения, нарисовать «лишенческую» дозу в 0,4 промилле абсолютно трезвому шоферу нереально.
Главное достоинство этих «алконюхачей» заключается в том, что они дают распечатку результатов анализа «выдоха» с указанием заводского номера прибора, даты его калибровки, поверки и точного времени проведения анализа (разве что фотографию не делают!). Распечатку нельзя фальсифицировать, прибор невозможно «подшаманить». Его можно только сломать. Более того, результаты всех проведенных анализов, скажем, за смену постового, аппарат запоминает. А это значит, что если служивый на трассе решит «договориться» с поддатым водилой, то в родном батальоне, сравнив количество штрафных протоколов с итоговой распечаткой прибора, выявить мухлеж постового проще простого. Если, конечно, вышестоящее начальство с ним не «в доле».
Понятно, что новыми анализаторами стоимостью более 50 000 рублей за штуку страну в одночасье не обеспечить. В глубинке выпившего водилу по старинке будет «обнюхивать» местный фельдшер. Поэтому законодатель и оставил в силе оба способа выявления пьяного водителя: путем традиционного медосмотра и с помощью прибора. Причем подозреваемому не оставили права выбора проверочной экзекуции.
Очевидно и то, что после вхождения в силу положения о пороговой концентрации алкоголя в 0,3 промилле активность сотрудников ГИБДД и медработников-наркологов по «сортировке» водителей резко возрастет. Однако наш осведомленный собеседник с оптимизмом оценивает новую ситуацию, которая возникнет после 1 июля 2008 года. По его данным, лишь половина из подозреваемых в нетрезвости водителей готова ехать на медицинское освидетельствование, вторая соглашается с протоколом на месте задержания. И, считает эксперт, шельмовать абсолютно трезвого гражданина не станет ни вменяемый гаишник, ни тем более врач-нарколог — себе дороже! А вот граждан, находящихся в пограничном состоянии, которых — без прибора! — можно «оценить» и так, и эдак, «развести» вполне могут: все зависит от материального положения и денежных аппетитов служивого и врача. При этом если врач грамотно и скрупулезно составил акт, то оспорить его заключение вам вряд ли удастся даже в суде.