Красота субъективна. Представление о ней у каждого свое. Но одно дело, когда речь идет о выборе жены, и совсем другое, коли создается автомобиль…
Рисуя будущую машину, кроме живописного мастерства от дизайнера требуется еще и опыт, и навык предвидеть, и умение вовремя остановиться. До недавнего времени французам не отказывал вкус, и они в основном делали как раз красивые машины. И хотя качество никогда не было сильной стороной французского автомобилестроения, за дизайн их все-таки уважали и любили. И, как следствие, покупали. Во всяком случае, многим непосвященным казалось, что облик этих машин создан французами.
Но на самом деле, например, «Peugeot» десятилетия сотрудничала с итальянской «Pininfarina», которая достаточно часто добавляла изящества и шарма, в итоге по ошибке принимаемого за чисто французский.
И вот «Peugeot» отказалась от итальянских услуг и стала ваять автомобили самостоятельно. Самый жуткий результат — Peugeot 407. Одна из невероятно неудачных машин в мире, диспропорция которой в сочетании с неуместным подражанием Ferrari дали отталкивающий результат. Конечно, когда проект модели утверждали к производству, авторы идеи уверяли, что красота как раз субъективна и что именно такая машина красива и покупатели это оценят. Но потребитель оказался еще более субъективен в оценках и от авто отвернулся. Причем обидней всего это отторжение выглядит на своей территории. Раньше основными машинами такси в Париже были Peugeot. Но с уходом очень сбалансированной модели (406-й) марка ушла и с парижских улиц. Увидеть ее в роли такси крайне сложно — на смену пришли немецкие марки…
А у «Peugeot» начались серьезные неприятности. Рынок не принял уродства. Продажи стали сокращаться. Но людям несвойственно быстро признавать свои ошибки. И вместо того чтобы провести в соавторстве с «Pininfarina» рестайлинг урода либо вообще отказаться от его производства, «Peugeot» «причесала» всю гамму под неудачный облик отверженной модели. Причем в фатальном упорстве произошло даже выдающееся достижение: кроссовер 4007 удалось сделать еще более отталкивающим.
И на фоне набирающего обороты кризиса вполне логичным оказалось решение не снимать с производства милую и удачную во всех отношениях модель 206, которая и продолжила тянуть на себе продажи. Вставшую рядом с ней 207-ю публика все же нашла в себе силы кое-как принять, и ее продажи тоже потихоньку пошли. И действительно, она же не такая страшная, как 407-я. Но не во всем виновата лишь внешность 407-й. Есть еще и проблема неумелого управления, благодаря которой был упущен из виду вопрос себестоимости. На сегодня производство 407-й модели убыточно. Также убыточно производство еще минимум двух моделей. Кроме того, на общей печальной ситуации сказывается и падение котировок акций «Peugeot» на бирже: за год разброс их стоимости составил 44,74—67,35 евро, сейчас — около 59.
Конечно, выход будет найден. В странах с некрасивыми женщинами автомобили «Peugeot» не кажутся такими уж некрасивыми. В Китае за прошлый год продажи удвоились. Благодаря новым моделям (107-й, 207-й), облик которых не так сильно пугает, на отдельных рынках продажи, пусть и не так удачно, как в Китае, но все же потихоньку растут. На этом фоне не так уж фантастично выглядит намерение концерна построить завод в России. И хотя подобных затей было уже много и, например, попытка открыть производство в Польше закончилась полнейшим провалом, есть шанс, что, несмотря на режим жесточайшей экономии, завод все же построят. После чего, весьма вероятно, выяснится, что время упущено. Ложка хороша к обеду. И если российский рынок растет сейчас, это вовсе не гарантирует его способность расти и через три года. К тому же политика московского представительства «Peugeot» за последние годы была настолько деструктивной, что марка откатилась в аутсайдеры и вернулась на позицию 15-летней давности, когда потребитель не отличал Peugeot от Renault и Citroёn, называя все эти автомобили общим словом «французские».
Пытаясь поправить дела, «Peugeot» пошла на беспрецедентный шаг и объявила об увольнении 4500 рабочих, закрытии завода в Райтоне (Англия) и частичном объединении с «Citroёn» ряда подразделений.
Во Франции, где социальные гарантии весомы, а профсоюзы необычайно сильны, увольнения восприняты как полное поражение концерна. А по сообщениям французской печати, работники «Peugeot» занимают лидирующее положение в стране по количеству самоубийств. Не слишком ли суровая цена за разницу взглядов на красоту автомобиля?
НАША СПРАВКА
В 2005 году в России был продан 9251 автомобиль марки «Peugeot», в 2006-м — 15 287, рост продаж в 65% соответствует росту рынка.
За первые 9 месяцев 2007 года фирма продала 18 104 автомобиля. При росте рынка в 65% показатель «Peugeot» — только 60%.
КСТАТИ
Оскудение общего бюджета «Peugeot» сказалось и на производстве фильма «Taкси-4». Как рекламная поддержка предыдущие три серии отлично отработали и дополнили и без того удачный образ главного героя — автомобиля Peugeot 406, имиджевой составляющей машины для суперпарня, блестяще спародировавшего агента 007. Но на четвертую серию денег уже не осталось, хотя вставшая к тому моменту на конвейер провальная модель 407 в PR-поддержке нуждалась гораздо сильнее. И если в предыдущих трех сериях для исполнения главной автомобильной роли строились специальные полноприводные машины и даже одна на гусеничном ходу, то из 407-й сделали только такси и свели весь сюжет фильма к статичным картинам автомобиля в кадре, которому особо никуда уже не надо было ехать, и не возникало необходимости демонстрировать особые преимущества или способности. Фильм получился таким же плохим, как и сама машина.