Эрик Алстром, вице-президент по продажам европейского отделения крупнейшего в мире транснационального автопроизводителя — GM, публично признал, что корпорация не в состоянии обеспечить выпуск нужного количества машин, чтобы удовлетворить спрос растущего российского авторынка.
Между тем GM рассчитывает закончить нынешний год продажей россиянам 260 000 автомобилей (в 2002 году в РФ было реализовано всего 4000). Корпорация методично наращивает выпуск своих моделей в нашей стране, но темпы роста ограничивает недостаточное количество местных производителей качественных комплектующих. В этой связи Алстром призывает западные компании более энергично развивать производство автодеталей, приборов и агрегатов в России. Заметим, что если призыв будет услышан, это явно пойдет на пользу российскому автопрому, еще с советских времен страдающему столь серьезным недугом, как отсутствие качественных запчастей и комплектующих.
Сейчас GM использует продукцию 93 российских предприятий и ведет переговоры еще с полусотней потенциальных поставщиков. Алстром признал в интервью авторитетному автомобильному журналу «Automotive News Europe», что пока не вся продукция отечественных поставщиков удовлетворяет по качеству требованиям корпорации. Однако она намерена увеличить поставку комплектующих, производство которых было бы локализовано в РФ с нынешних 15% до 65%. Впрочем, этого требуют и условия, на которых иностранные бренды получают разрешения открывать свои автосборочные предприятия в России. Правда и то, что нужных показателей не достигла ни одна из иностранных компаний, выпускающих автомобили в России.
Вообще же планы GM в нашей стране достаточно амбициозны. Корпорация намерена в конце 2008 года запустить производство мощностью 70 000 авто в год под Петербургом в Шушарах. Она уже выпускает там по временной схеме 4000 автомобилей в год (Chevrolet Captiva и Opel Antara). Кроме того, отверточную сборку моделей GM ведет калининградский «Автотор», на совместном с ОАО «АвтоВАЗ» предприятии выпускается довольно популярная Chevrolet Niva. По мнению Алстрома, именно благодаря своей мультибрендовой стратегии на сегодняшний день GM стала крупнейшим зарубежным игроком и на российском авторынке, предлагая покупателю большой выбор моделей таких брендов, как «Chevrolet», «Opel», «Cadillac» и «Hammer». Во всяком случае, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России, по итогам 10 месяцев текущего года корпорация продала в РФ 204 193 автомобиля, а «Ford Motors» — лишь 163 321.
О серьезности намерений GM в России на днях говорил и ее исполнительный директор Рик Вагонер. Правда, свой оптимизм ему пришлось демонстрировать на фоне мрачного итога продаж корпорации в Северной Америке: в третьем квартале текущего года убытки составили 39 млрд. долларов. Зато, обнадежил акционеров Вагонер, у GM прекрасно обстоят дела в Европе, Бразилии, Китае, России и Индии.
По мнению Вагонера, «складывается представление, что экономический рост имеет под собой солидное основание.
Политическая система в России несколько иная, чем в большинстве стран, где мы работаем, но экономика растет достаточно хорошо, и мы делаем на это ставку. Что нам действительно необходимо, так это понять многое о том, как жить и работать в России». Последняя сентенция топ-менеджера GM звучит, конечно, довольно двусмысленно, если иметь в виду российскую «коррупционную составляющую» и довольно вялую «трудовую активность» россиян, сильно подорванную в постсоветские времена. Так что нет ничего удивительного в том, что корпорация, как сообщил Вагонер «Automotive News Europe», много работает над тем, чтобы привлечь на свои предприятия местную рабочую силу, особенно молодежь, предварительно отправляя ее на стажировку в Европу. Продолжится также совместное производство и сотрудничество с «АвтоВАЗом».
На вопрос, вступит ли GM в соревнование с другими мировыми автопроизводителями, намеренными начать производство новой модели стоимостью в $2500—5000, Вагонер ответил, что проектировать такой автомобиль с «чистого листа» корпорация не собирается, так как сегодня на ее заводах, например в Бразилии, уже производится дешевый автомобиль. Хотя он не выглядит для покупателей дешевым из-за высоких налоговых сборов.
С другой стороны, разработка заведомо дешевого автомобиля, по его мнению, приведет к появлению довольно непрезентабельной модели. Лучше взять отработанную платформу и подвергнуть жесткой ревизии «надстройку». К сожалению, опыт корпорации говорит о том, что любая новая модель европейского производителя всегда будет несколько дороже предыдущей.