Автомобильная общественность замерла в преддверии захватывающего действа — объявления лучшего автомобиля 2008 года по версии родоначальников автостроения — американцев. Однако стоит ли задерживать дыхание и пританцовывать от нетерпения? Ведь по большому счету широко разрекламированный проект “International Car of the Year (ICOTY)” — не более чем фикция, пустышка...
Бездельников на свете много. Вполне возможно, что их даже большинство. И, как полагается, лентяи бывают активные и пассивные. Ну, с пассивными все ясно, в русском исполнении они тихо спиваются на задворках родного колхоза, в Европе ходят на биржу труда за пособием, в Африке лежат под пальмой в ожидании мировой революции и неизбежной справедливости. А вот бездельники активные, к сожалению, куда-то все время лезут, попутно проникаются собственной значимостью и регулярно оказываются на виду. Самый удачный вариант для активного бездельника — пристроиться в критики. Не важно какие: театральные, киношные или в сопутствующие искусствоведы. Представляете себе такую работу — пойти посмотреть кино, а потом сделать умное лицо и рассказать, что именно тебе не понравилось. После чего получить зарплату.
Кому выгодно?
В автомобильном мире бездельники придумали более масштабную затею — конкурс “Автомобиль года”. Проектище обширный и долгоиграющий. Он трудоустроил и придал необходимую значимость огромному количеству людей, большинство из которых мало кому нужны, почти никому не интересны и про которых почти никто никогда не слышал. Зато конкурсов этих на каждом углу — по ведру. Даже в нашей стране, где отечественные авто нужно обсуждать не на конкурсах, а в зале суда или военно-полевого трибунала, куча изданий с неприметными тиражами и лакированными обложками учинили мероприятия под общим названием “Автомобиль года”, с припиской мелким шрифтом — по версии какого именно малотиражного листка этот всемирный конкурс проходит. А доверчивые и не всегда уверенные в себе иностранные компании потом ставят логотипы этих конкурсов в свою рекламу и изо всех сил целый год гордятся, что в номинации автомобилей с четырьмя колесами и одним рулем именно их машина стала лучшей.
Попробуй угадай!
Но, как и полагается, любая русская идея заимствована из-за рубежа. И нет ничего удивительного, что наше буйное разнотравье — лишь слабая копия азартного чудачества западных бездельников, напридумывавших этих всемирных конкурсов водимо-невидимо. Самый разрекламированный у нас — европейский конкурс “Автомобиль года”. Конкурс отличается тем, что почти никогда не может угадать действительно лучший автомобиль. Если, конечно, считать, что лучший — это тот, что лучше всего продается. Поэтому на европейском конкурсе награду регулярно получают машины, которые потом тихо расходятся некрупными тиражами по странам и континенту и не вызывают никакого ажиотажа, являясь в большинстве случаев просто симпатичными изделиями без выдающихся способностей.
Исключения крайне редки. При этом все годы существования жюри конкурса очень гордится объективностью суждений и всегда настаивает, что в выборе лучшего обязательно учитывались массовость, доступность и совершенство машины. В 1974 году мудрые и осведомленные знатоки своего дела назначили победителем конкурса Mercedes-Benz 450 S-класса. Учитывая зверскую цену такого авто и всегда небольшие тиражи автомобилей этой марки, выбор оказался подозрительно необъективным. Еще интересней жюри поступило в 1975 году. В порыве беспристрастия они признали лучшим Citroёn CX.
Действительно, машина интересная, как и любой другой Citroёn. Но дело в том, что в том же году Европу уже покорил Volkswagen Golf, став самым массовым, популярным и достойным автомобилем. Но титул ему почему-то так и не достался…
Через год, когда профессионализм международных журналистов вышел на запредельный уровень, они избрали лучшим автомобилем серенькую и невзрачную машину без выраженных достоинств Chrysler Simca. Это была очень посредственная машина, за всю свою жизнь ничем больше не прославившаяся. Смешней вышло только один раз, когда еще через три года лучшим из лучших признали и вовсе откровенную неудачу фирмы Renault — модель №9. Кто-нибудь в состоянии сейчас ее вспомнить?
Зато в 1998 году жюри поразило осведомленную общественность не своей обычной предвзятостью и субъективностью, а дремучей некомпетентностью. В тот год титул выдали машине Alfa-Romeo 156. Членов жюри поразила дизайнерская находка со спрятанной ручкой задней двери. Ее хитро замаскировали на стойке, и с пьяных глаз машину можно было принять за двухдверное купе. (Хотя человек с нормальным зрением никогда не ошибается в количестве дверей.) И откуда профессиональным бездельникам из европейских журналов было знать, что еще за два года до Alfa-Romeo этот прием использовали дизайнеры фирмы Nissan на модели Terrano образца-1986?
Путаница по-американски
А вот в Америке вселенских конкурсов на тему “Автомобиль года” даже два. Первый американские бездельники приурочили к Детройтскому автосалону и назвали “International Car of the Year”, а второй — к Нью-Йоркскому, и, чтоб не было обидно, назвали еще круче: “World Car of the Year Awards”. Как более масштабные люди, американцы не считают нужным признавать лучшим лишь один автомобиль, поэтому у каждого из конкурсов куча номинаций, что позволяет раздать титул нескольким фирмам и обидеть как можно меньше народу. И пока до мартовского “World Car of the Year Awards” с его всемирными номинациями “Спортивный автомобиль года”, “Лучший дизайн” и “Зеленый” автомобиль года” еще далеко, свою порцию всеобщего внимания старательно отрабатывает предвестник январского автосалона в Детройте, конкурс “International Car of the Year”.
В прежние годы компетентные члены довольно часто угадывали самую популярную машину и бесстрашно называли лучшими японские автомобили. И только на 2008 год набрались еще большей смелости и в итоговый список претендентов включили много своих, американских машин.
В самой почетной номинации просто “Легковой автомобиль” у них фигурируют: Chevrolet Malibu, Honda Accord EX Sedan, Cadillac CTS. Скорее всего, многолетнее доминирование японцев настолько принизило конкурс в глазах коренного населения, что настала пора для патриотизма. Кстати, названия номинаций сформулированы так, что понятны только самим американцам и представляют полноценный ребус для европейцев. Из-за этого, кстати сказать, одни и те же автомобили попадают в разные категории и постоянно конкурируют с совершенно несопоставимыми автомобилями.
Судите сами: “International Truck of the Year” — это не грузовики и не пикапы, а просто полноприводные машины повышенной проходимости, но вовсе не повышенной грузоподъемности: Chevrolet Tahoe Hybrid, Mazda CX-9, Chrysler Town&Country. Только американцы понимают, как такое можно сравнивать и по каким критериям назначать лучшего.
Зато с номинацией “Luxury” все более-менее ясно: Mercedes-Benz S63 AMG, Cadillac CTS, Mercedes-Benz CL63 AMG. Хотя американский люкс не очень совпадает с европейским, тут есть хоть какая-то логика.
А теперь обратите внимание на совершенно самостоятельную номинацию “Седан”, в которой опять все тот же Chevrolet Malibu, на втором месте пока более нигде не заявленный Subaru Legacy 3.0 Limited, а на третьем опять Honda Accord EX Sedan.
В загадочной номинации “Entry Level: Most Spirited” (дословный перевод — “уровень входа: наиболее живой”) три несовместимых ни при каких обстоятельствах автомобиля: Dodge Caliber SRT4, Volvo C30 и Ford Focus. Причем этот американский Focus не имеет никакого отношения к нашему всеволожскому. Спортивными американские интернационалисты посчитали в этот раз Infiniti G37 Coupe, BMW 335i Convertible, Audi R8. Какой разноплановый у них в Америке спорт…
Зато все ясно с “Pickup Truck”: Toyota Tundra, GMC Sierra Denali, Ford F-250 Super Duty. Довольно забавно выглядит куча мала под названием SUV: Land Rover LR2, все тот же Chevrolet Tahoe Hybrid, Mercedes-Benz ML320 CDI. Это очень смелый замах — из трех несопоставимых машин выбрать лучшую. Интересно будет узнать, что у них получится. Ну, зато полная ясность с мини-вэнами. До финала их добралось всего два, если, конечно, не принимать во внимание, что это одна и та же машина, но под разными названиями: Chrysler Town&Country и Dodge Caravan. После того как компетентные лица нахмурят мудрые лбы и все-таки выберут одно из двух, будет так же интересно, по каким критериям они это сделали.
В такой однозначной номинации, как “Crossover”, американцам также удалось совместить несовместимое. Здесь в финал вырвались три автомобиля, сравнивать которые в Европе вообще никому не пришло бы в голову: Buick Enclave, Volvo XC70 и Nissan Rogue. Enclave — это огромный (5216 мм), чисто американский полноприводной автомобиль с двигателем V6, с XC70 и так все ясно — легковая машина на полном приводе, а Rogue — это тот же Qashqai, только для американского рынка. Победители “International Car of the Year” будут названы 12 января 2008 года.
Лучший на два года