С 1 января этого года Россия перешла на более высокий экологический стандарт для автомобильных двигателей, так называемый "Евро-3". Впрочем, как это часто бывает в нашей стране, телега оказалась впереди лошади. Государство обязало автопроизводителей "переделать" свою продукцию под новые требования, а вот технический регламент по бензину принять не удосужилось. Как говорят эксперты, такие автомобили просто нечем сейчас заправлять.
Новые нормы экологического класса 3 на 30 – 40% жестче, чем "Евро-2", который заработал в России еще с апреля 2006 года. Впрочем, по этому показателю мы по-прежнему сильно отстаем от Европы, где еще с января 2005 года на машины начали ставить двигатели "Евро-4".
Как сообщил глава департамента промышленности Минпромэнерго Виктор Семенов, все наши заводы (производящие как легковушки, так и грузовики) успели в срок перейти на более высокий стандарт. И теперь будут выпускать автомобили с двигателями стандарта "Евро-3". При этом на уже находящиеся в эксплуатации машины требования нового техрегламента не распространяются. Так что можно спокойно ездить на своих стареньких "Жигулях". А вот иномаркам (причем не важно, новым или подержанным), не соответствующим новым экологическим требованиям, в Россию теперь путь заказан.
Вот только за "чистый воздух" придется платить из своего кармана. Глава Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин сообщил, что за переход на "Евро-3" каждый отечественный завод заплатил в среднем по 100 млн. долларов. Так что, по его словам, легковушки, оснащенные таким двигателем, с 1 января 2008 г. будут стоить на 200 евро дороже, грузовики – на 1 тыс. евро. "Удорожание коснется тех автомобилей, которые требуют более глубокой переработки. Это ВАЗовская классика, ижевские модели, – сообщил он. – А, к примеру, новая модель "АвтоВАЗа" "Калина" изначально создавалась под "Евро-3" и не требует изменений".
Но это еще не все проблемы. По словам Коровкина, в России острая нехватка качественного бензина, который "бодяжат" все кому не лень. И если сотня заводов производит относительно хорошее топливо, то остальные три тысячи производителей никто толком не контролирует. Поэтому в бензине и дизельном топливе содержатся многочисленные "добавки и присадки".
А между тем техрегламент по бензину только-только разработан и даже еще не дошел до правительства. То есть вступит в силу, вероятно, уже в 2009 году. Эксперты говорят, что большинство заводов наших нефтяных компаний вообще практически не производят бензин класса "Евро-3", а если и делают, то гонят его на экспорт. Замруководителя Ростехрегулирования Сергей Пугачев не смог объяснить, почему техрегламенты на двигатели и на топливо не приняли одновременно. Зато сообщил, что на полигоне в Дмитрове были специально проведены испытания. И, как рассказал замгендиректора по качеству ФГУП "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" Борис Кисуленко, на двигателях "Евро-3", оказывается, можно вполне ездить с бензином "Евро-2". "Ухудшения экологических характеристик не обнаружено", — сказал он. Отметив, правда, что в этом случае уменьшается срок службы нейтрализаторов выхлопных газов, которые отныне нужно будет чаще проверять в автосервисе. Коровкин же посоветовал просто "заклеить мигающую красную лампочку" на приборной панели вашего автомобиля, "ругающегося" на некачественный бензин. Правда, напомнил, что инструкции по эксплуатации никто не отменял и, если машина сломается из-за влитого в нее плохого топлива, платить придется вам. Или АЗС, если вы взяли чек и сумели доказать ее вину.
Сегодня 12% автопарка Москвы (5% по всей России) работает на двигателях стандарта "Евро-3". Но автопарк постоянно растет: только в этом году — на 2,5 млн. машин. И непонятно: на чем же они будут ездить?