Прежде чем отметить самое радостное событие в жизни автовладельца — покупку нового автомобиля, наученные горьким опытом сограждане с некоторых пор заранее подсчитывают расходы не только на дружескую попойку с обмывкой, но и на мероприятия непредвиденные — на похороны и поминки по четырехколесной собственности.
Нет, на поминки отнюдь не по случаю кончины автомобиля в ДТП, а по причине куда более заковыристой…
Купил свое — продал чужое…
Сколотив внушительных размеров капитал на покупку автомобиля, Татьяна С. решила не платить лишние деньги автосалонам, закладывающим в продажную стоимость автомобиля затраты на рекламу и бесплатную чашку кофе посетителям, а подалась на интернет-сайт, где такого же добра водится видимо-невидимо, но только значительно дешевле.
Объявление о продаже почти новенького “Ниссана” запало Татьяне в душу сразу же, едва она увидела, что стоимость весьма приличного автомобиля, указанная в объявлении, удивительно точно совпадает с размером накопленной ею суммы… Не это ли — Судьба?
Прельщало и то, что автомобиль продавал не какой-нибудь заезжий с Дальнего Востока матрос, а самый что ни на есть настоящий комиссионный автомагазин. Не это ли — гарантия?
Обмыв удачную покупку, Татьяна С. зарегистрировала приобретение в отделе ГИБДД города Сергиева Посада и начала новую жизнь на новых колесах.
А ранним утром 19 января года Крысы в дверь ее квартиры позвонил почтальон и вручил телеграмму, из которой следовало, что Татьяне С. необходимо явиться в суд на рассмотрение заявления одного из весьма солидных банков, который — о, ужас! — является единственным и полноправным собственником того самого автомобиля “Ниссан”.
Чем больше в материалах судебного дела Татьяна перелистывала страниц, тем ближе была к инфаркту: так удачно купленная ею машина, оказывается, находится в залоге у банка, ибо приобретена прежним хозяином на деньги банка, и он — прежний владелец — не имел никакого права ее продавать.
Это значило только одно: с дорогостоящей покупкой придется расстаться, и уплаченных за нее денег скорее всего Татьяне уже не видать…
Дело рук и стопроцентное мошенничество!
Мошеннический механизм, закрученный продавцом автомобиля, жертвой которого стала Татьяна С., примитивен, как отвертка, и в сотнях аналогичных случаев уже неплохо отлажен.
При покупке автомобиля в кредит банк, выдавший энную сумму на его приобретение в качестве дополнительной гарантии того, что деньги он когда-нибудь получит назад, заключает со своим клиентом договор залога. Предметом этого договора становится сам автомобиль. Не сможет клиент в срок вернуть бабки — не беда: банк заберет хотя бы машину.
Чтобы лишить клиента-заемщика возможности продать формально принадлежащий банку автомобиль, на процедуру регистрации автомобиля в ГАИ банк, как правило, направляет вместе с клиентом и своего сотрудника, перед которым стоит задача отобрать у клиента паспорт транспортного средства после регистрации автомобиля. Ведь понятно: не будет у продавца паспорта — не будет возможности осуществить полноценную сделку по продаже этого автомобиля. Вроде как еще одна гарантия…
Но клиент нередко оказывается ушлым: он подает заявление в ГАИ, которое зарегистрировало его автомобиль, с просьбой выдать дубликат паспорта, потому что оригинал он якобы положил мимо штанов… Проверять, обманывает ли гаишников владелец автомобиля, никто не будет, ибо просто не сможет.
И лежащий в банке оригинал паспорта перестает быть гарантией того, что банк не останется с носом.
После незаконной продажи находящего в залоге у банка автомобиля головная боль, как правило, возникает у его покупателя: как гласит наше гражданское законодательство, при перемене собственника обязанности по залогу не отменяются, а преследуют того, кто стал собственником заложенного имущества. Иными словами, за грехи того, кто договор залога заключил, отвечают Татьяна С. и ей подобные жертвы жульничества.
В свою очередь, мошеннику чувствовать себя вне опасности позволяет отсутствие механизма выявления органами ГИБДД заложенных автомобилей: в отличие от квартир, дач и гаражей договор залога автомобиля не подлежит государственной регистрации. В соответствии с приказом №59 МВД “О порядке регистрации транспортных средств…” ГАИ регистрирует факт приобретения автомобиля лишь по договору лизинга, а кредитный договор и договор залога зарегистрировать не может, потому как законом не предусмотрено. Да и сам договор купли-продажи не содержит сведений о залоге и кредите. А уж справка-счет — тем более…
При том, что имя владельца заложенной машины — отъявленного мошенника — известно всегда (оно нацарапано на всех документах!), банки не торопятся подавать заявления в органы внутренних дел о том, что их обманули, поскольку дело это хлопотное, а при неразворотливости милицейских оперов и следаков — еще и бесконечно долгое…
Берегись чужого автомобиля!
По неофициальным данным, в эпоху упорно возрастающего числа невозвращенных банкам кредитов пропорционально растет и количество мошенников: они не только норовят надуть банк (от него, мол, не убудет…), не отдавая долг, но и поживиться на продаже банковской четырехколесной собственности.
При такой устойчивой тенденции шансы добросовестного покупателя напороться на приобретение не подлежащего продаже автомобиля растут в той же пропорции.
И распознать, какой автомобиль покупаешь — принадлежащий продавцу на законном основании или ему вовсе не принадлежащий, — практически невозможно: продавец кредитного автомобиля отнюдь не дурак и о своих истинных намерениях — кинуть банк и заработать на продаже — не дает возможности даже заподозрить.
Но за него говорят (и порой весьма красноречиво!) документы на продаваемый автомобиль.
Стало быть…
Если вы положили глаз на относительно новый (еще не отметивший первый год своей жизни) автомобиль, второй глаз положите на паспорт транспортного средства. Штампик на паспорте, указывающий, что оригинал документа был утерян, а в руках вы держите его дубликат, должен стать для вас первым серьезным предупреждением.
Если к тому же в паспорте указано, что за относительно короткое время несколько раз менялись собственники автомобиля, и каждый владел им накоротке, равно как если вдруг выяснится, что продаваемый автомобиль был куплен его хозяином буквально накануне продажи, рассматривая эти обстоятельства в совокупности с первым фактором, примите твердое решение: каким бы соблазнительным ни выглядел автомобиль, вам с ним не по пути.
Впрочем, вовсе не обязательно считать буквально каждый автомобиль, снабженный вышеописанными документами, криминальным. Но обязательно следует считать, что на вторичном рынке аналогичных автомобилей немерено.
И к тому же — с абсолютно иной биографией…
P.S. В основу повествования положены реальные факты и события. Будет ли Управлением внутренних дел Северного округа столицы возбуждено уголовное дело в отношении продавца автомобиля по факту мошенничества, а также — лишится ли Татьяна С. своего автомобиля, вы узнаете в следующих выпусках рубрики “Право руля!”.