Трициклы — вызывающе бесполезный вид транспортного средства. Автомобильные габариты. Идеология безопасности — последняя песня камикадзе. Их строят по спецзаказам. Точнее, строили. Первый серийный трицикл Can-Am Spyder уже в продаже, и парни из BRP уверяют, что их аппарат не опасней велосипеда.
Премьерную тест-сессию Can-Am Spyder в России организовали под сводами крытого картодрома. Зима, понимаешь.
Устроители покатушек не уставали повторять, что, мол, Can-Am Spyder — крайне дружественный аппарат, на нем любой желающий (даже не имея опыта вождения мототехники) получит свой кайф от драйва. Получили! Но все разный. Одни долго маялись с 5-ступенчатой механической КП и никак не могли понять, как это «первая» — вниз, а все остальные — вверх. Другие, не найдя нужного подхода к рычагу сцепления, вообще не тронулись с места. Третьи, успешно освоив матчасть, не справились с управлением, с ходу сокрушив пару отбойников из покрышек. Однако ни один из участников заездов не пострадал!
Высокий уровень безопасности — краеугольный камень конструкции Spyder. Ставка сделана на масштабное использование активных электронных систем безопасности. Их в трицикле четыре: ABS, TCS, SCS и VSS. С ABS все понятно: на скользкой дороге при торможении можно не бояться блокировки колес и потери управления. Так что без страха жми на тормоз. Ногой. Да-да — ногой! У Spyder автомобильный ножной тормоз. Мотоциклисты, рыдайте — первое время правой рукой придется с замиранием сердца хватать воздух. Система TCS тоже многим знакома. Если сенсор, контролирующий скорость заднего ведущего колеса (кстати сказать, главная передача — ременная), фиксирует его проскальзывание, блок управления TCS моментально скидывает обороты двигателя, корректируя зажигание и впрыск топлива. Устойчивый контакт с дорогой восстановлен — едем дальше. Система контроля стабильности (SCS), пожалуй, одна из главных в Spyder. Она предотвращает переворачивание трицикла (к чему так склонны все трехколесники). Как только в электронный «мозг» поступает сигнал о малейшем отрыве одного из передних колес от дорожного покрытия, моментально происходит сброс оборотов двигателя и аппарат с заигравшимся со скоростью пилотом возвращается на землю. Электронная же «спасалка» VSS отвечает за общую стабилизацию курсовой устойчивости трицикла. Все системы безопасности для Spyder разрабатывались в сотрудничестве с «Bosch», и в их надежности можно не сомневаться.
А как же управляемый занос, свешивание в поворотах, да и просто запах паленой резины, спросите вы.
Представители BRP утверждают, что при прохождении виражей свешиваться внутрь поворота абсолютно не нужно.
Если только вам не захочется изобразить из себя крутого райдера. Тогда пожалуйста. Практического же смысла свешиваться на Spyder, как это делается на квадроциклах, нет — и точка. Хотя лично для себя ваш корреспондент поставил многоточие. По моему мнению, свешиваться все-таки надо. Данный маневр телом позволит оттянуть тот момент, когда в повороте одно из передних колес потеряет контакт с покрытием. И чем позднее произойдет отрыв колеса от асфальта, тем позднее сработает взвод электронных «спасалок» с последующим сбросом скорости.
Следовательно, если при пилотировании Spyder активно работать телом, то проходить повороты можно на более высокой скорости. К сожалению, это только теория. Условия картодрома и ограниченность тест-драйва по времени не позволили до конца убедиться в ее верности. Но факт остается фактом: при мощности в 106 л.c. и способности за 4,5 с разогнаться до «сотни» Spyder — крайне миролюбивый аппарат. Ошибки прощает всем — как неопытным пилотам, так и профессионалам.