Люди одинаковы. Их склонности, помыслы, лукавство и прочие черты совпадают вне зависимости от уровня цивилизованности, прописки и количества денег. И среди многих общих черт у большинства из них есть склонность к необоснованному бахвальству, высоко задранному носу и тому, что для простоты называется нерусским словом «пафос».
Но одно дело, когда торговец овощного ларька надевает китайский Rolex, набивает борсетку несуществующими важными бумагами и в тонированных «Жигулях» важно выезжает за ворота рынка, и другое — когда целая фирма с долгой историей начинает подменять понятия и менять смысловое значение раз и навсегда устоявшихся терминов.
Тип кузова купе характеризуется у легкового автомобиля наличием всего двух дверей. В большинстве случаев таким типом кузова награждаются отменные автомобили с выдающимися характеристиками и громкими именами. Самые достойные и общеизвестные купе наших дней — сплошь ураганные спорткары: все Ferrari, кроме F430 Spider, Lamborghini Gallardo и Murcielago, Bentley Continental GT, Aston-Martin V8 Vantage и DB9, Porsche 911. И поскольку каждый из них — это автомобиль мечты, обыватели стали полагать, что потрясающая сущность и тип кузова купе связаны неразрывно и одно непременно сопутствует другому. И как следствие — пафосная машина обязательно должна быть двухдверной, и наоборот: если хочешь подчеркнуть эксклюзивность автомобиля, то достаточно, чтобы он был купе.
И вот у «Mercedes» несколько лет тому назад случилось затмение. Им так захотелось подчеркнуть выдающиеся особенности своего четырехдверного автомобиля CLS, что его без тени сомнения назвали купе. Ничего особенного в этой машине нет, просто она немного интересней и выглядит чуть смелей, чем это принято по канонам фирмы. Но динамикой не блещет и к клану спорткаров и тем более автомобилей мечты отношения не имеет вовсе.
Если бы на столь необоснованную подмену понятий пошла менее уважаемая фирма, ее непременно одернули бы и неправедно задранный нос опустили самым решительным образом, наказав за глупый пафос. Над китайцами за такое попрание канонов весь мир глумился бы до победного конца.
Но поскольку «Mercedes» все сошло с рук и лишь поморщились непредвзятые профессионалы, необоснованным пафосом решили блеснуть французы. Трехдверный хетчбэк Citroёn С4 они тоже назвали купе и даже замерли от осознания невиданного размаха и огромности содеянного. Заурядная машина средненького ценового сегмента блеснула в несвойственном ей свете чужих софитов. Поддельный Rolex и отблеск золотых коронок лавочника легли тенью на зазнавшуюся фирму. Это тем более печально, что «Citroёn» делает блистательные концептуальные купе, которыми есть все основания гордиться по праву.
Но раз уж «Mercedes» и тем более «Citroёn» позволено творить подобные дела, значит, можно и «Volkswagen». И вот в Детройте компания заявила Passat СС — Concept Coupe. Большой красивый автомобиль со специально заниженной крышей и вполне ожидаемым количеством дверей. Их четыре. То есть по всем признакам — просто седан. Но ведь так хочется блеснуть его роскошным спортивным мотором объемом 1,8 литра и более привлекательной, чем у обычного Passat, внешностью. И если другие достоинства никак не выделяют этот автомобиль из обширного ряда просто хороших машин, то пусть будет купе.
Трудно сказать, с чего это у всех трех фирм возник такой комплекс неполноценности? Зачем им позориться перед всем миром и утверждать, что черное — это белое? Назвав свои обычные машины красивым словом, они надеются кого-то обмануть? То есть сознательно понижают планку своих потенциальных покупателей, полагая, что они дураки?
Зато какой пример остальным! Ведь если нельзя, но очень хочется, то можно. Можно любое авто с прорубленным в крыше люком назвать красивым словом «кабриолет», длинная машина отныне всегда «лимузин», любая изящная — «фаэтон», а просто седан, конечно же, «купе». Вот только неясно, как же теперь называется тип кузова у двухдверных спорткаров?
НАША СПРАВКА
СЕДАН. Кузов с четырьмя дверями, двумя рядами сидений и изолированным от салона выступающим багажником, который, кстати сказать, может быть и спереди.
ФАСТБЭК. Ближайший родственник седана. Это двухобъемный автомобиль, где крыша плавно перетекает в багажник, и границу между ними провести невозможно. Типичный пример фастбэка — всем известная «Победа» ГАЗ-20.
ЛИМУЗИН. Кузов автомобиля с перегородкой, разделяющей водительский и пассажирский отсеки.
КУПЕ. Двухдверный кузов с отдельным багажником и одним рядом сидений. Впрочем, допускаются еще два тесных «детских» места сзади.
КАБРИОЛЕТ. Автомобиль с открытым верхом (со складным тентом или без него).
УНИВЕРСАЛ. Наиболее древний из грузопассажирских кузовов. За рубежом его называют по-разному: Combi, Caravan, Wagon, Estate, Break и др. Он имеет два или три ряда сидений (все, кроме первого, складные) и большую дверь в задней стенке.
ХЕТЧБЭК. Самые популярные кузова в Европе. Они похожи на универсалы, и четкой границы между ними нет, разница лишь в размерах багажника. Существует два разных подхода к созданию хетчбэков. Можно поставить вертикальную заднюю стенку сразу за задней осью, тогда получается компактный городской автомобиль с небольшим багажником. Так сделаны почти все хетчбэки в европейском классе «B». Другой подход — сделать плавно спадающую крышу. Такие хетчбэки иногда называют лифтбэками.