Судя по весьма внушительному количеству попыток привести в чувство закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств” путем внесения в него изменений и дополнений, закон этот — ни плохой, ни хороший. Он лежит где-то посередине. И, дабы сохранить его статус “и вашим, и нашим”, авторы последних изменений, постигших закон 1 марта, одной рукой дали ровно столько, сколько у подопытных автовладельцев и отобрали…
На многочисленные просьбы пенсионеров сделать “сезонный полис”, позволяющий страховать гражданскую ответственность на минимально короткий срок, авторы поправок отреагировали осторожно: внедрить в закон недорогой полис выходного дня (коими пользуется вся Европа) они опять не рискнули, а лишь сократили наполовину ныне существующий шестимесячный срок. Но даже трехмесячный срок сезонного использования транспортного средства сделали недоступным: поскольку министры к 1 марта не успели внести в постановление соответствующие тарифы и коэффициенты, страховщики уже несколько дней чешут репу: как рассчитать стоимость “трехмесячного” полиса? И сами же ответили: никак! Но дабы не терять клиента, часть страховых компаний начала выдумывать коэффициенты сама, тем самым предоставив возможность автовладельцу выбирать, где дешевле.
Нонсенс, да и только…
Если раньше всем пострадавшим в ДТП приходилось делить между собой 240 тысяч рублей на восстановление здоровья, то отныне каждый потерпевший может рассчитывать на 160. Столь внушительную сумму авторы поправок в закон смело могли обозначить даже в евро, потому как получить такие деньги доводилось лишь немногим “счастливчикам” — их лечение, как правило, оплачивалось за счет обязательного медицинского страхования, и только дополнительные расходы — на позолоченные костыли, таблетки от тибетского шамана (если они прописывались врачом) могли покрываться за счет ОСАГО.
Даже теперь на похороны пострадавшего в ДТП страховщики выложат не более 25 тысяч рублей. Судя по расценкам ритуальных контор, невинно пострадавшему страховщики, таким образом, обеспечат второсортный (возможно, секонд-хэнд) гробик, погребение без оркестра и (если работники кладбища окажутся не жадными), возможно, даже закапывание. Расходы на надгробную плиту и поминки родственники возьмут на себя.
Правда, близкие усопшего теперь смогут получить 135 тысяч рублей в порядке компенсации постигшей их утраты. Но и то лишь в случае, если они потеряли кормильца. За потерю же иждивенца они получат шиш.
За несвоевременную выплату страховая компания теперь может понести — громко звучит! — убытки в размере 1/75 ставки ЦБ РФ рефинансирования от страховой суммы за каждый день просрочки. Но в целях предотвращения даже этих незначительных потерь авторы поправок уверенным движением уполномоченной руки продлили срок выплат после предоставления страховщику всех документов с пятнадцати дней до тридцати.
Чтобы жизнь автовладельца не казалась ему медом, у него отобрали “медовый” месяц. Тот самый, в течение которого после окончания срока действия полиса давал ему право безнаказанно (если, конечно, он не уведомил свою страховую компанию о намерении расторгнуть договор) колесить по стране. Отныне уже на следующий день после окончания срока действия полиса штраф в размере от 500 до 800 рублей в случае обнаружения нарушения, видимо, гарантирован.
Уже шестой день ветровое стекло автомобиля можно не превращать в страховой “иконостас”: отныне закон не возлагает на нас обязанность приклеивать новые стикеры и иметь на стекле старые.
Облегченно вздохнуть теперь могут и те, у кого в руках была баранка автомобиля, за плечами — прицеп и два полиса: один как на владельца автомобиля, другой — на владельца прицепа. Извечный вопрос “а разве можно управлять прицепом без автомобиля?” путем научных изысканий наконец-таки решен: нельзя! А потому владелец прицепа (но лишь физическое лицо) отныне избавлен от обязанности страховать свою гражданскую ответственность.
Разобрались авторы поправок и с тем, что давно уже было очевидным: дорожно-транспортное происшествие, совершенное на внутренней территории организации, должно являться страховым случаем. Ну и впрямь: почему раньше возмещению подлежал ущерб, причиненный только на дороге, а не на подступах к гипермаркету?
Законодатели позволили страховщику и пострадавшему не прибегать к помощи оценочных компаний, а договариваться о размере соответствующей выплаты без проведения независимой экспертизы. Страховщики уже набирают в штат очаровательных блондинок, которые, усыпляя бдительность, будут нежно смотреть в глаза потерпевшему и ласково (как в сексе по телефону) предлагать сойтись на трех рублях.
Остальным же поправкам в закон его авторы дали отлежаться до лета, а некоторым — даже до зимы.
А держатели министерских портфелей тем временем признались, что повышать тарифы на ОСАГО не намерены.
Во всяком случае, пока…