2877

«Летящее совершенство»

Поделиться

Такой «титул» получил кабриолет модели 853, выпускавшийся фирмой «Horch» с середины 1930-х годов. Эту роскошную машину тогда называли еще самым красивым немецким автомобилем, «германским «Rolls-Royce»...

Компания, основанная в 1899 году Августом Хорьхом, традиционно не позволяла себе «опускаться» до выпуска «ширпотреба» — в «хорьховском» каталоге были только модели «гросс-класса». Автомобилем, который окончательно закрепил ведущую роль этой фирмы на рынке роскошных «моторов», стал Horch 853, долгие годы считавшийся среди специалистов эталоном автомобильной красоты, олицетворением имперского стиля предвоенной Германии.

— «Восемьсот пятьдесят третьи» сразу же завоевали популярность среди элиты Третьего рейха, — рассказывает известный реставратор и знаток автостарины Вячеслав Лен. — Практически каждая высокопоставленная немецкая персона того времени считала обязательным иметь в своем гараже такой кабриолет — пусть даже не для официальных выездов, а «для души». Цена «летящего совершенства» достигала 15 250 рейхсмарок (для сравнения: Opel экономкласса стоил немногим более тысячи марок).

Модель Horch 853 Sport Cabriolet была впервые представлена публике на Берлинском автосалоне в феврале 1935 года. Кузов кабриолета спроектировал заводской дизайнер Гюнтер Миквауш. Новинка получила столь восторженные отзывы, что ее решили немедленно запускать в серийное производство.

Впрочем, более основательное знакомство с этим автомобилем показало его владельцам, что в «хорьховской» конструкции есть явные недоработки. Из-за недостаточной жесткости рамы уже при скорости свыше 60 км/ч колеса начинали вибрировать, в поворотах машина опасно «плыла», норовя вылететь с дороги, а покрышки катастрофически быстро изнашивались. Фирма вынуждена была приостановить выпуск «восемьсот пятьдесят третьих» и отозвать 160 уже выпущенных машин на завод для их доработки (среднюю часть рамы усилили Х-образной поперечиной). В 1937 году производство кабриолетов возобновилось, но теперь на заводе собирали улучшенную модель — Horch 853А.

«Хорьховские» суперкабриолеты имели несколько фирменных «прибамбасов». Один из них и по сию пору можно считать уникальным — водителям «восемьсот пятьдесят третьих» не нужно хранить в багажнике домкрат: машина снабжена встроенной системой из четырех домкратов, которые можно включать в любом сочетании поворотом специального краника, расположенного под капотом на главном гидронасосе.

Другая любопытная «мелочь»: наверху каждой из огромных фар укреплен ограненный камешек из цветного стекла. Это не просто украшение, а индикатор включения дальнего света. В отражателе фары над лампой сделано маленькое отверстие, свет через которое попадает как раз на этот кристалл, заставляя его сверкать.

Салон «хорьховских» кабриолетов отличается комфортом и роскошью. Для защиты от непогоды предусмотрен двухслойный тент, его внутренняя обивка полностью скрывает механизм складывания, в нее вмонтирован плафон освещения.

А вот модернизированный кабриолет Horch 853А предназначался, как указывалось в рекламе, «для езды по автобанам». Он имел несколько укороченную по сравнению со своим предшественником базу — 3450 мм.

Имелось и еще одно усовершенствование: владелец каждого такого Horch легко «корректировал» ходовую часть машины под стиль своего вождения. Вместо прежней жестко вваренной в раму балки для крепления передней подвески использовали теперь поворотную балку — с помощью нескольких болтов можно отрегулировать ее наклон, подобрав таким образом оптимальный угол наклона передних колес при входе в поворот.

Помимо серийных образцов появилось и некоторое количество «эксклюзивных» Horch. На заводские шасси ставили уникальные кузова производства берлинского ателье «Erdmann & Rossi» или дрезденского «Glaser». Это были как четырехдверные туренвагены, так и приземистые родстеры.

«Эрдмановская» фирма изготовила также три экземпляра трехместных спортродстеров, где водитель и два пассажира сидели в ряд.

На базе «восемьсот пятьдесят третьего» фирмой было выпущено также восемь спортивных специаль-родстеров, получивших обозначение Horch 855.

С началом войны почти все «хорьховские» кабриолеты были «мобилизованы» в армию. А после разгрома гитлеровской Германии основную массу этих машин победители вывезли в Россию и Америку.

Вячеслав Лен, в коллекции которого находятся сейчас два кабриолета 853-й серии, считается одним из лучших «хорьховедов». Свой первый Horch-кабриолет он вывез из Красноярского края. «Машину не сразу удалось начать реставрировать, так что внешне она выглядела не лучшим образом. Соседи нас с женой жалели: вот, мол, какие бедные — не могут даже приличный «Запорожец» купить, ездят на каком-то драндулете!»

Об истории второго Horch, принадлежащего Вячеславу, «МКмобиль» уже писал. Автореставратор обнаружил этот уникум почти 20 лет назад в Алма-Ате: кабриолет «прохлаждался» под легким навесом, устроенным на крыше сарая.

Как оказалось, «немца» загнал туда его хозяин еще в 1956 году, после того как мотор трофейной машины окончательно «скис». Благодаря столь надежной «изоляции от общества» и сухому климату Horch хорошо сохранился. За долгие годы не пострадали даже «родное» лакокрасочное покрытие и кожаная отделка салона. Однако заполучить этого красавца оказалось непросто. Лен потратил семь лет на то, чтобы уговорить упрямого алмаатинца уступить его «железного коня».

Коллекционер знает также и о некоторых других машинах, оказавшихся на территории бывшего СССР.

Один из родстеров 855-й модели привез в нашу страну легендарный маршал Жуков. На великолепном авто Георгий Константинович часто ездил, когда был переведен в Одессу командовать военным округом. Дальнейшая судьба автомобиля точно неизвестна, однако лет 20 назад в деревне на Украине обнаружили «останки» какого-то кабриолета Horch: рама его была врыта в землю в качестве фрагмента ограды на задворках крестьянского двора. Сейчас этот — возможно, «жуковский» — экземпляр вернулся на свою историческую родину, к одному из немецких ценителей автостарины и теперь полностью отреставрирован.

Другой родстер оказался и вовсе на Дальнем Востоке. Машину туда доставил ее новый хозяин, руководитель Приморского управления НКВД Гришания. Позднее трофей менял владельцев и перекочевал в Томск, где стараниями местных «умельцев» обветшавший Horch был переоборудован… в трактор для перевозки навоза! «Летящее совершенство», будучи изуродовано до неузнаваемости, в конце концов попало в реставрационную мастерскую Вячеслава Лен, где раритетному «красавцу» сейчас возвращают его прежний вид.

«Старичок» Horch, превращенный в фургон для перевозки пирожков, долгое время трудился в Риге, потом попал в местный музей ретромашин, откуда в позапрошлом году это чудо техники перекочевало за океан — к канадскому коллекционеру. А вот «хорьховский» кабриолет, принадлежавший одному из министров советской Эстонии, после реставрации был продан в Германию. Машина, находящаяся в идеальном состоянии, обошлась ее новому владельцу в три миллиона евро! Это, конечно, очень высокая цена.

Хотя бывают и «обратные» исключения из правил. Один из лучших по сохранности «восемьсот пятьдесят третьих» был приобретен московским любителем автостарины всего за 700 долларов. Раритетный автомобиль после смерти прежнего хозяина доживал свой век буквально в самом центре Москвы, и об этом «объекте» знали многие коллекционеры, но ленились съездить посмотреть на него. Дело в том, что вдова, давшая объявление о продаже старой машины, по ошибке назвала ее «Мерседесом». Особого интереса к такому растиражированному ретромобилю долго ни у кого не было, зато первый же знаток старой техники, увидевший, что за «мотор» на самом деле скрывается под «псевдонимом» «Мерседес», тут же его приобрел.

На исходе 2007 года в России появился еще один Horch 853А. Машина была привезена из Германии для одного из клубов автостарины. Судя по прошедшей в СМИ информации, этот кабриолет, возможно, принадлежал бригаденфюреру СС Вальтеру Шелленбергу — тому самому «шефу» Штирлица, которого сыграл в знаменитом сериале Олег Табаков.

В присутствии корреспондента «МКмобиля» Вячеслав Лен связался по телефону с ведущим немецким специалистом на рынке коллекционных ретромобилей Хубертосом Менке. Тот сообщил, что за последние два года в Россию было продано два «хорьховских» кабриолета. Последний из них — совсем недавно, с выставки в городе Эссене. Этой машиной занимался сам Хубертос, который выкупил Horch у пожилого жителя Берлина. Прежнему хозяину «восемьсот пятьдесят третий» принадлежал с 1952 года, но большую часть этого времени стоял в гараже. Отвечая на вопрос о Шелленберге, герр Менке сообщил, что, по словам продавшего ему Horch старика-берлинца, сначала автомобилем владел кто-то из окружения рейхсмаршала Геринга.

Так что знакомый нам всем персонаж из сериала «Семнадцать мгновений весны» оказался здесь вроде бы ни при чем. Однако для истинных ценителей раритетных автомобилей этот факт ровным счетом ничего не значит.

— Из всех коллекционеров автостарины только наши, российские, да еще, пожалуй, американцы придают значение «мемориальности» приобретаемого экземпляра: ах, он возил Гиммлера! им пользовался Сталин!.. Большинству любителей автомобильной ретротехники такие «эпизоды из биографии» совершенно неважны, — пояснил Вячеслав Лен. — Более того, те же немцы считают, что охотиться за «нацистскими реликвиями на колесах» неэтично. Они расценивают причастность машины к кому-нибудь из руководителей Третьего рейха как своеобразную «черную метку» и стараются по возможности не афишировать громкие имена ее прежних хозяев. Известны случаи, когда очень интересные, редкие автомобили на аукционах не получали в итоге достойной цены именно потому, что участники торгов знали об их прошлой принадлежности первым лицам фашистской Германии. Вот, например, лет 10 назад был выставлен на продажу уникальный экземпляр Mercedes-540К — специаль-родстер, изготовленный по особому заказу для Геринга. Цена такой машины по тем временам — порядка двух с половиной миллионов долларов, а ее — «по вине» рейхсмаршала! — смогли продать всего лишь за полтора миллиона.

В сообщениях о недавно привезенном в Россию Horch упоминается, что якобы «летящее совершенство» удалось у немцев даже не купить, а обменять. На кабриолет сталинских времен ЗиС-110Б. Однако Вячеслав Лен считает, что такой обмен невозможен.

— Конечно, ЗиС-110Б — машина достаточно редкая. Но дело в том, что западные коллекционеры вообще не интересуются нашими автомобилями. Для них все «Победы», ЗиСы, «Чайки» — это попросту копии «Паккардов» и «Бьюиков». Несколько лет назад на аукционе в Германии мне удалось приобрести редчайшую машину — открытый ЗиЛ-111Д, подаренный в свое время Леонидом Брежневым лидеру ГДР Эриху Хонеккеру. Таких кабриолетов было выпущено лишь 8 штук. А на торгах мне этот ЗиЛ (который считается копией Packard Karibian) уступили всего за 37 000 долларов!

&

ПОКЛОННИКИ ФИЛЬМА ПРО Штирлица даже не подозревают, что создатели знаменитого сериала «обидели» советского суперразведчика. В романе Юлиана Семенова, по которому снимали картину, главный герой разъезжает на шикарном Horch (штандартенфюреру, работающему в центральном аппарате РСХА, «по чину» вполне уместно было пользоваться именно такой машиной). Однако в кино для исполнителя роли Вячеслава Тихонова подобрали куда более скромный «мотор» — легковушку среднего класса Mercedes 230. Несколько таких одинаковых автомобилей-дублеров куда легче было подобрать для съемок.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Всего в период с 1935 по 1940 год «Horch» выпустил чуть больше тысячи кабриолетов (в том числе 397 из них — модели 853А). Из этого числа до нынешнего времени дожили только сто, из которых девять штук находятся в России.

Причем среди современных коллекционеров больше ценятся как раз самые первые, «длинные» Horch, которые оказались неудобны в управлении и потому уцелели буквально в считаных экземплярах.