1189

“Евро-3” почти не видно

Бензин по-прежнему будет “грязным”, но куда более дорогим?
Новую жизнь принято начинать либо с понедельника, либо с первого числа. Совсем новую — желательно с 1 января. С последнего 1 января мы всей страной начали жить по нормам стандарта “Евро-3”. Однако выяснилось, что машины под “Евро-3” уже есть, а вот такого горючего почти что и нет!..
Поделиться

Новую жизнь принято начинать либо с понедельника, либо с первого числа. Совсем новую — желательно с 1 января. С последнего 1 января мы всей страной начали жить по нормам стандарта “Евро-3”. Однако выяснилось, что машины под “Евро-3” уже есть, а вот такого горючего почти что и нет!..

Почему — мнения расходятся. По одной версии, производство современного топлива невыгодно в первую очередь самим нефтяникам. Чтобы ситуация изменилась, исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко считает необходимым экономически стимулировать производство качественного топлива в России. По его словам, в первую очередь необходимо сократить акцизы на производство высокооктановых бензинов.

“Сегодня ставка акциза на 1 тонну высокооктанового бензина составляет 3600 рублей, а на низкооктановый — 2600 рублей. Должно же быть как минимум наоборот”. Есть и другая версия: горючее по нормам “Евро-3” не выпускают в связи с крайне ограниченным спросом на него, а в качестве примера приводят ЛУКОЙЛ, который модернизировал Пермский НПЗ под производство топлива стандарта “Евро-3”, однако вынужден большую часть продукции гнать на экспорт.

СПРАВКА "МК"

Замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев привел следующие цифры — по данным на первое полугодие 2007 года, более трети топлива, выпускаемого в России, по своим характеристикам было ниже стандарта “Евро-2”, 53,8 процента соответствовало “Евро-2”, 8,9 процента — “Евро-3”, 2,3 процента — “Евро-4”.

В итоге лишь около 10 процентов автопарка на территории России заправляется горючим, соответствующим стандартам “Евро-3” и “Евро-4”. Лишь в Москве процент машин, нуждающихся в более качественном топливе, выше — примерно 40 процентов. Впрочем, по оценке президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, в столице около 30 процентов топлива не соответствует экологическим характеристикам. По его словам, “откровенного суррогата в Москве очень мало — и он продается в основном на небольших АЗС”. В качестве “утешения” он признал, что в России существуют регионы, где торговля суррогатным топливом составляет все 100 процентов.

Однако столичным властям, похоже, придется взять тайм-аут в своей борьбе за чистый воздух. Около 40 процентов столичных заправок закупают топливо на Московском нефтеперерабатывающем заводе, который с 1 по 20 апреля будет остановлен для проведения плановых профилактических работ. Это означает практически полное прекращение выпуска на МНПЗ бензинов марок Аи-92 и Аи-95 с восстановлением заданных объемов только к середине мая. Одновременно будут проводиться профилактические работы и на Ярославском НПЗ, что также приведет к уменьшению поставок автомобильного топлива в Москву.

Избежать негативного влияния сокращения предложения нефтепродуктов на рынке Москвы возможно за счет увеличения поставок с других НПЗ. Определенным препятствием для этого являются экологические требования к топливу, действующие в столице, в связи с чем Московская топливная ассоциация обратилась к правительству Москвы с просьбой снизить экологические требования к топливу, поставляемому и реализуемому в Москве в апреле-мае этого года, до характеристик не ниже экологических требований “Евро-2”. В московском Департаменте транспорта и связи заверили, что дефицита топлива в столице не будет. Было проведено совещание с участием представителей сетевых заправочных компаний “Роснефть”, ЛУКОЙЛ, Shell и “Газпром нефть”, которым в Москве принадлежит около 1000 заправок, обеспечивающих 30 процентов потребностей столичного рынка. Компании заверили власти, что сумеют обеспечить город высококачественным бензином.

Впрочем, аналогичная ситуация наблюдалась осенью 2007 года, когда возникший дефицит топлива привел к росту цен на бензин. Так что в подобных условиях не исключена смена ценников на заправках, которую к тому же так удобно будет списать на переход к новым экологическим нормам.

В целом ситуация складывается странная — с 1 января действует запрет на производство и ввоз в страну автомобилей, не соответствующих стандарту “Евро-3”, однако только в феврале Минпромэнерго внесло в правительство проект технического регламента, согласно которому производство бензина ниже стандарта “Евро-3” в стране будет запрещено только с 1 января 2009 года. Причем, как почти любой закон в нашей стране, он начал обрастать исключениями. Еще в августе прошлого года начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Вооруженных сил РФ генерал-полковник Вячеслав Полонский сообщил, что экологические стандарты осложняют производство техники и военные “будут работать над тем, чтобы эти требования к военным автомобилям не предъявлялись”.     Есть и другая сторона медали, о которой рассказал в интервью агентству “Росбалт” глава аналитического отдела компании CrossMediaCom Александр Якуба. “Проблема в том, что Минпромэнерго предлагает запретить только производство, но не продажу бензина, не соответствующего “Евро-3”, поэтому большая часть мини-НПЗ просто уйдет в подполье, — считает аналитик. — Так что сегодня нам остается только вспоминать бессмертные слова Петра Андреевича Вяземского: “В России суровость законов умеряется необязательностью их исполнения”.

И думается, что отечественные торговцы бензином еще многие годы будут потчевать наши машины некондиционным топливом. И если в будущем из-за такого “госрезервного” топлива вдруг выйдет из строя мотор на новенькой иномарке, автовладелец не сможет предъявить претензий даже АЗС: злополучный бензин будет абсолютно легален.

КСТАТИ

С введением норм “Евро” на бензоколонках останутся все те же марки топлива, что и сейчас: АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и ДТ. Другое дело, что качество его должно улучшиться из-за снижения содержания вредных примесей.