Для многих Toyota — не просто марка автомобиля, а целая религия. Как говорят адепты сего культа, «Toyota» делает самые надежные машины в мире. Во многом именно поэтому на вторичном рынке продать Toyota не составляет особого труда, хотя цены на них одни из самых высоких. Сегодня наибольший интерес вызывает «второй» Avensis 2002 года.
На нашем вторичном рынке вы встретите в основном машины, изначально проданные в России. Разумеется, с «железом» никаких проблем быть не должно. А вот передние фары и задние фонари иногда потеют. Связано это с особенностями конструкции оптики. Официальные дилеры «Toyota» по настоянию владельцев даже меняли по гарантии потеющие фары, но новые оказывались не лучше. Расстраиваться по этому поводу не стоит, ведь данная особенность не влияет не только на скорость движения, но даже и на эффективность работы фар.
Первое время Avensis продавался у нас в двух комплектациях — средней (R1, позже ее переименовали в Sol) и богатой (под индексом R2, или Lux). Но в 2005 году появились самые простые автомобили в комплектации R0/Terra. Хотя «простыми» такие машины можно назвать лишь условно, ибо Avensis R0 имеет кондиционер, АBS, противобуксовочную систему и даже противозаносную (правда, одно время она отсутствовала в «базе»), электропакет, 6 подушек безопасности, CD-приемник с 8 динамиками и 16-дюймовые диски (машины в такой комплектации из Европы могли иметь и 15-дюймовые колеса). Если же говорить о версии R1 (Sol), то здесь уже будет раздельный климат-контроль, 9 подушек, одна из которых защищает колени водителя, подогрев кресел, противотуманные фары и многое другое. Таких машин на вторичном рынке больше всего, ведь данные Avensis обладали всем тем необходимым, чего можно требовать от приличной иномарки.
Единственная серьезная головная боль обладателей этой модели — высокий спрос на нее у угонщиков. Увы, но бороться с этим можно лишь путем планомерной защиты автомобиля от угона. На автомобиль следует установить охранный комплекс, состоящий как минимум из сигнализации, дополнительного иммобилайзера и замка капота, перекрывающего доступ к блокировкам, расположенным в моторном отсеке. Также надо застраховать автомобиль в приличной компании по полису КАСКО (причем тарифы на «Toyota» часто выше, чем на многие другие марки).
Для начала скажем о тех моторах, которые в России встречаются очень редко. Это бензиновый агрегат объемом 1,6 л (110 л.с.), который устанавливали только на европейские версии Avensis. Кроме того, из той же Европы можно при желании привезти авто с дизелем, которых было несколько штук: 2,0 л (116 л.с.) и 2,2 л, причем последний мотор может быть в двух вариантах — 150 л.с. или 177 л.с. По словам мастеров, если и заказывать у перегонщиков дизельный Avensis, то лучше всего смотреть в сторону 116-сильного или 150-сильного мотора. Дело в том, что дизель мощностью 177 л.с., который называется Clean Power, очень требователен к качеству солярки. Хотя, конечно, характеристики этого силового агрегата великолепны — водителя приятно радуют не только мощность, но и крутящий момент, который здесь составляет аж 400 Нм (для сравнения: самый объемный бензиновый мотор выдает лишь жалкие 260 Нм).
В России Avensis продавался с тремя моторами. Самые скромные автомобили имеют двигатель объемом 1,8 л. Его 129 «лошадок» вполне хватает. Во многом именно поэтому «движок» комплектовался как «механикой», так и «автоматом».
Но опыт показывает, что лучше все же найти автомобиль с мотором объемом 2,0 л, который выдает 147 л.с. (или 155 л.с. на японском рынке). И связано это в первую очередь с низкой надежностью 1,8-литрового мотора серии 1ZZ-FE. В связи с недостаточным отводом масла и неэффективным охлаждением днища поршня маслосъемные кольца этих моторов теряют подвижность в поршневой канавке уже при небольших пробегах. Результат — повышенный расход масла и шум двигателя вследствие недостаточного давления в натяжителе цепи ГРМ. В запущенных случаях расход масла может достигать одного литра и более на 1000 км пробега. Способ «лечения» только один — замена поршней и поршневых колец либо замена «короткого блока» в сборе.
В июле 2005 года проблему решили. Была применена новая конструкция поршня с восемью отверстиями для слива масла из поршневой канавки, модернизированы поршневые кольца, а объем масла увеличили на 0,5 л. Поэтому, покупая Avensis с мотором 1,8 л, выпущенный после июля 2005 года, можно быть абсолютно уверенным, что с проблемой повышенного расхода масла вы не столкнетесь.
Avensis 2,4 — тоже не самая выгодная покупка. Конечно, такой автомобиль имеет 163 л.с. и оснащается только новой 5-ступенчатой автоматической коробкой (с 1,8- и 2-литровыми агрегатами идет «механика» или 4-ступенчатый «автомат»). Да и с надежностью у двигателя объемом 2,4 л полный порядок. Но уж больно дорогими получаются такие машины: новый Avensis 2.4 стоит столько же, сколько Camry в очень неплохой комплектации и с таким же силовым агрегатом. И на вторичном рынке эта ситуация сохраняется. Вот и получается, что самый лучший вариант — Avensis 2.0.
Коробку передач выбирайте по своему вкусу. Ведь к их надежности никаких претензий нет. Они имеют огромный ресурс, и даже сцепление на «механике» выдерживает порой 180 000–200 000 км. Замена комплекта обойдется, правда, недешево (около $600).
Если вернуться к двигателям, то надо отметить, что «Toyota» в отличие от большинства мировых автопроизводителей по-прежнему заставляет покупателей делать ТО каждые 10 000 км, хотя многие уже давным-давно перешли на техобслуживание каждые 15 000, а то и 20 000 км. В результате на первый взгляд кажется, что затраты на эксплуатацию Toyota получаются чуть выше, чем машин других марок. Но в данном случае все относительно: сравнивать стоимость лишь одного масла и фильтров не совсем корректно. Конечно, частые ТО могут немного раздражать, но ведь при таком графике обслуживания машины есть возможность гораздо раньше обнаружить неисправность. Скажем, вовремя прочистить тормозные суппорты или элементы системы питания, да и двигателю свежее масло никогда не вредило.
Ходовую Toyota Avensis можно смело назвать одной из самых надежных среди одноклассников (если не самой надежной). В большинстве случаев покупатели Avensis с пробегом более 100 000–120 000 км получают машину со всеми (!) «родными» элементами подвески. Обычно этот пробег спокойно выдерживают даже амортизаторы и сайлент-блоки, которые на наших дорогах часто оказываются не самыми крепкими. Причем не надо думать, что амортизаторы стоят каких-то безумных денег ($130). Срок службы таких элементов, как рычаги, точно предсказать сложно, на хороших дорогах они спокойно выдерживают более 250 000 км.
Однако перед покупкой автомобиля попросите мастеров внимательно проверить подвеску. Если она уже сильно изношена (в России при умении ее можно «убить» и за 70 000 км), помните: реанимация ходовой будет стоить очень приличных денег. Причем наибольшие затраты придутся на заднюю ось. Например, замена всех задних рычагов на фирменной СТО будет стоить более $1000. Плюс еще наверняка придется ставить новые «кулаки» с шаровыми опорами ($600–700) и амортизаторы ($220 за пару). В общем, будьте внимательны! Особенно это касается автомобилей первых годов выпуска. Рулевой механизм на этих машинах оказался не самым удачным. Иногда уже при пробеге 50 000 км начинает стучать рейка. Обычно ее меняли по гарантии, но далеко не на всех авто проблема успела проявиться в период гарантийного срока. Причина неисправности — повышенный износ пластиковых втулок рейки, обусловленный отвратительным качеством российских дорог. Проявляется дефект в еле различимом постукивании, доносящемся от щита моторного отсека при проезде мелких неровностей и трамвайных путей. Износ втулок рейки абсолютно не влияет на безопасность и ни в коей мере не может привести не то что к заклиниванию, но даже к закусыванию рулевого механизма. Закономерностей в появлении стука выявить не удалось, и велика вероятность, что кому-то столкнуться с этой проблемой так и не доведется. Ремонт рейки никакого эффекта не дает, единственный способ избавиться от звука — новая рейка ($850 плюс работа). Поэтому, выбирая машину, покачайте руль из стороны в сторону при выключенном зажигании. Если услышите еле слышное постукивание, лучше поищите другой экземпляр.
ЭКСКУРС