1900

Бензобаксы

Введение стандарта «Евро-3» сулит автовладельцам неожиданные проблемы
За чистоту выхлопных газов в конечном счете заплатят автовладельцы, а родное государство, как водится, еще и прибыль получит.
Поделиться

За чистоту выхлопных газов в конечном счете заплатят автовладельцы, а родное государство, как водится, еще и прибыль получит.

С начала этого года все сходящие с конвейера или ввозимые из-за рубежа авто обязаны соответствовать как минимум нормам «Евро-3». По сравнению с ситуацией 2006 года, когда страна переходила на «Евро-2», ужесточение экологических требований еще на одну ступень особого ажиотажа не вызвало. Да, в прессе поговорили; да, автопроизводителям и некоторым импортерам пришлось немного подсуетиться, но в общем все прошло тихо. Понятное дело, что больше всего проблем возникло у производителей исконно отечественных марок. Им пришлось потратить деньги на модернизацию морально устаревших двигателей самых дешевых автомобилей в своих линейках. Машины, сходящие с конвейера в наступившем году в России, поголовно оснащены электронным управлением двигателя и датчиком кислорода в системе выпуска. Без них автомобиль не может соответствовать новым требованиям по эмиссии паров бензина и составу выхлопных газов. Это увеличило цену машин на $200–500. Казалось бы, потребитель должен был как-то отреагировать на подорожание, но этого не случилось. Все давно уже привыкли к неуклонному росту цен на машины всех ценовых сегментов. Да и кто всерьез будет горевать по поводу небольшого подорожания отечественной машины ценой «до $10 000», если средняя цена продаваемой сейчас в России легковушки составляет около $20 000? С ввозимыми к нам подержанными иномарками тоже никаких особых проблем не предвидится: подавляющее большинство машин «выгодного» возраста (3–7 лет) отвечают «Евро-3».

Ну и как, сограждане, вам стало дышаться в наступившем году? Чувствуют ли ваши легкие целительное действие «Евро-3»? Неужели нет? И правильно в общем-то. Можно хоть «Евро-333» вводить для машин, все равно это сейчас без толку!

Дело в том, что бензин, которым мы заправляем наш резко ставший сверхэкологичным транспорт, до сих пор в массе своей не укладывается даже в «Евро-2». Что сейчас вылетает из выхлопных труб авто, представить несложно. Как же так, спросит пытливый читатель, за что это я переплачиваю деньги, покупая машину с лишней электроникой в двигателе и катализатором в выхлопной трубе? А вот так! Существует некий документ, утверждаемый правительством нашей необъятной страны, под названием «Технический регламент к качеству топлива ко всем видам транспорта».

В конце февраля этого года сие произведение инженерно-бюрократической мысли вышло в свет. Оно гласит, что
с 1 сентября этого года все российские нефтепромышленные предприятия должны начать выпуск бензина, соответствующего лишь «Евро-2»! И только с начала будущего, 2009 года весь продаваемый бензин будет соответствовать по качеству стандарту «Евро-3». По задумке чиновников, резкий переход на использование бензина более высокого качества недопустим, поскольку в этом случае были бы нарушены некие «права потребителей». Судя по всему, имелись в виду миллионы владельцев старых моделей авто (примерно две трети автопарка), колесящих по российским дорогам. Видимо, по мысли рулевых нашего автопрома, с момента введения «бензинового» «Евро-2» до начала будущего года, когда к продаже будет разрешено лишь топливо, отвечающее «Евро-3», у всей этой массы людей их потребительские права удовлетворятся сами собой. Но не стоит все же приписывать такие наивные мысли столь уважаемым людям. На самом деле в нашем замечательном регламенте русским по белому написано, что в течение трех лет после официального воцарения на российском топливном рынке «Евро-3» нефтеперерабатывающим заводам будет разрешено производить топливо того качества, которое выпускается и сегодня. С условием, что в производстве не будут использоваться металлсодержащие присадки для повышения октанового числа. Объясняется это послабление наличием массы строительной, сельскохозяйственной и военной техники, нетребовательной к качественному топливу.

В связи с этим возникает вопрос: почему человек, купивший сейчас, например, новую вазовскую «классику», должен переплачивать за модернизацию его машины под требования «Евро-3», если в течение ближайших лет пяти на большинстве заправок будет продаваться топливо кондиций «Евро-2» и ниже? Если наше государство настолько сильно озабочено экологической обстановкой на дорогах, то логично было бы каким-то образом стимулировать скорейший вывод из эксплуатации старых машин. Налоговые рычаги тут просто-таки напрашиваются. Например, с владельца новой машины при прочих равных условиях можно взимать существенно меньший транспортный налог, чем с гордого обладателя автораритета. Однако такого нет и не предвидится. Зато наверняка кто-то в правительстве подсчитал, что как минимум $30 млрд. потребуется на модернизацию до норм «Евро-3» оборудования российских НПЗ. Торговцы топливом неизбежно возместят эти затраты за счет автомобилистов, манипулируя ценами, а государству останется только потирать руки, подсчитывая свои дополнительные налоговые доходы.

Помимо этого «подарка» автовладельцам государственные мужи предусмотрели, что накопленные в гигантских закромах государственного резерва многие тысячи тонн низкокачественного бензина можно будет совершенно законным образом продавать на АЗС. Думается, что, прикрываясь этой отговоркой, торговцы бензином еще многие годы будут потчевать наши машины некондиционным топливом. И если в будущем из-за такого «госрезервного» топлива вдруг выйдет из строя мотор на новенькой иномарке, автовладелец не сможет предъявить претензий даже АЗС: злополучный бензин будет абсолютно легален.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Все автомобили, ввозимые на территорию России, с начала этого года обязаны получить экологические сертификаты соответствия стандарту «Евро-3». Сертификацию проводят 58 аккредитованных организаций и выдают документы соответствия требованиям техрегламента. Для подержанных автомобилей подтверждение требуемой экологичности происходит по дате выпуска транспортного средства. Как только модель получает сертификат, его копия тут же попадает в официальную базу данных, доступ к которой имеется как у таможенных органов, так и у ГИБДД. Сейчас в ней содержится более 170 000 сертификатов, больше трети из которых соответствуют авто класса «Евро-3» и выше.

Автомобилисты, желая купить подержанную машину за рубежом, могут сверяться с этой базой данных.