Московские власти выступили с новой инициативой. Вместе с Евро-3 и малолитражками теперь будут пропагандироваться электромобили — машины, не имеющие двигателей внутреннего сгорания и, следовательно, не производящие выхлопные газы. Однако коренного изменения структуры городского автопарка в ближайшее время не произойдет. Электромобили слишком дорого стоят, а также имеют существенные ограничения в эксплуатации. Кроме того, машину без традиционного двигателя сейчас технически невозможно зарегистрировать в ГАИ.
В прошлом году столичные власти приняли решение приобрести для городских нужд несколько образцов электромобильной техники. Однако эксперимент начался с непредвиденного казуса. Закупленные департаментом транспорта у иностранных производителей электромобили отказывалась ставить на учет ГАИ. “Гаишник смотрит в капот, а там нет ничего. Где движок, спрашивает. Нет? Ну, значит, я пошел”, — рассказал о мытарствах подчиненных Юрий Лужков. Вопрос решился только после обращения руководства города в федеральные структуры. Да и то: номера на 8 малотоннажек и 2 электробуса пока выдали лишь временные.
К другим минусам электромобильной техники относятся ее высокая стоимость, большой расход энергии в пробках и необходимость постоянно подзаряжать аккумуляторы. “Каблучок”, на котором с утра пораньше прокатился по двору столичной мэрии Юрий Лужков, обошелся столичному бюджету в 80 тыс. евро, тогда как такая же машина на бензиновом двигателе стоит в четыре раза меньше. Для минимизации расходов градоначальник предложил подчиненным организовать сборку электромобилей на территории Москвы с использованием конструкций “Газели” и “Бычка”, а также ускорить разработку отечественной модели экологически безопасного транспорта. Как ожидается, опытный образец российского электробуса поступит в распоряжение чиновников уже в июле 2008 года. После трехмесячных испытаний он выйдет на линию городского маршрута 12С, проходящего по центральной части Москвы. По сравнению с иностранными аналогами наш электробус будет оснащен автономными отопителями, чтобы обогревать пассажиров в зимний период. Кроме того, в нем будет предусмотрена система ускоренной подзарядки аккумуляторов бесконтактным способом. “На конечной остановке потребуется всего 10—15 минут, чтобы вновь выпустить электробус на линию”, — обещают проектировщики. Руководитель департамента транспорта Леонид Липсиц пообещал, что с началом массового производства электромобильной техники ее стоимость существенно снизится. “Первые сотовые телефоны в свое время тоже стоили 3 тысячи долларов и были доступны немногим”, — напомнил он.
Зампред комиссии по городскому хозяйству Мосгордумы Валерий Скобинов предложил популяризировать в массах так называемые гибридные автомобили, которые оснащены как обычными двигателями, так и аккумуляторами. “По городу этот автомобиль может передвигаться в режиме электромобиля, а выезжая за МКАД, переходить на движок”, — пояснил депутат, отметив, что к выпуску подобной техники уже приступили все ведущие автоконцерны мира. При этом Скобинов признал, что большого стимула покупать электромобили и “гибриды” даже у состоятельных москвичей пока нет. “Нужно снизить пошлины на ввоз этих машин, а также обнулить для их владельцев транспортный налог”, — предлагает депутат. Кроме того, перед законодателями стоит задача урегулировать вопросы с регистрацией электромобилей в ГАИ. А то купит какой-нибудь сознательный олигарх экологически безвредную “тачку” за 100 тыс. евро, а ездить на ней не сможет.
АНЕКДОТ ДНЯ
Психиатр рассказывает коллеге:
— Недавно у меня появился пациент, который вообразил себе, что он автомобиль.
— И как ты думаешь его лечить?
— Зачем лечить? Я на нем домой езжу.