И неважно, на чем вы ездили — на древней вазовской «классике» или престижной модели «Mercedes». Так или иначе продавать машину придется.
Есть несколько общеизвестных путей продажи машины. Самый распространенный из них — разместить объявление в прессе или на специализированном интернет-ресурсе. А можно отдаться во власть всевозможных «трейдиновских» схем выкупа и салонов подержанных авто, занимающихся их перепродажей. Но если хочешь получить за свое авто максимальную цену, самостоятельная продажа — ваш выбор. Как ни странно, но если вы продаете таким образом иномарку дороже $10 000, то придется запастись терпением. Покупатель к вам придет нескоро. А все потому, что подавляющее большинство продавцов-частников просят за свои машины больше рыночной цены. По мнению заместителя руководителя Департамента продаж компании «Авто-старт» Анатолия Славнова, как минимум две трети машин, «вывешенных» на интернет-площадках и газетах бесплатных объявлений, предлагаются по завышенным ценам.
Желание автовладельцев выручить лишнюю копеечку играет с ними злую шутку — машина «зависает». «Опыт показывает, что как только цена машины опускается до рыночного уровня, на нее очень быстро находится покупатель», — считает Анатолий Славнов.
Алгоритм быстрой продажи своего автомобиля достаточно прост. Для начала нужно четко представлять, что за комплектация у вашего авто, каков год выпуска (не покупки!) и пробег. Изучаем объявления о продаже машин такой же марки и со сходными параметрами. Очертив текущий разброс цен, выставляем свою «ласточку» на торги так, чтобы она оказалась в середине этого интервала. Если через какое-то время понимаем, что машина не продается, слегка снижаем стоимость. Повторяем эту операцию до тех пор, пока не появится реальный покупатель. Единственный нюанс: изучая цены, не стоит ориентироваться на машины, реализуемые автосалонами. Они продают подержанные авто по цене несколько выше среднерыночной. И делают это успешно по той причине, что в состоянии предоставить клиенту некоторые гарантии юридической чистоты и технического состояния машины. Немаловажно и то, что покупка машины в салоне практически лишена вероятности криминальных эксцессов.
В последнее время число россиян (пока в крупных городах), готовых продать машину подешевле, но сэкономить при этом время и нервы, становится все больше. Эти люди и становятся клиентурой компаний, перепродающих подержанные автомобили. По примерным оценкам, они формируют сейчас до 15% рынка подержанных авто. Фирмы предпочитают заниматься машинами, цены на которые укладываются в «вилку» $10 000–25 000. Подержанные машины, не дотягивающие до этого диапазона, успешно продаются самими владельцами, а секонд-хенду из более дорогого сегмента сильнейшую конкуренцию составляют новые машины. Сейчас компании, перепродающие авто, с каждой машины зарабатывают 5–8% от ее рыночной стоимости. Так что, прибегая к их услугам, будьте готовы уступить примерно столько от ожидаемой вами цены.
На самом деле этот бизнес не так уж и доходен, как может показаться на первый взгляд, и свой хлеб посредники едят не зря. Проиллюстрировать это утверждение можно на следующем примере. Допустим, у нас есть торговая площадка на 300 машин. Понятно, что точных цифр никто не скажет, но представление составить можно из следующих фактов.
Известно, что за месяц ассортимент такой торговой точки обновляется в среднем на 70%. Чтобы достичь таких показателей, требуется содержать штат квалифицированных сотрудников — от охранников-уборщиков до кредитных менеджеров — численностью 30–35 человек. Прибавьте сюда расходы на содержание самой площадки, на юридические и технические экспертизы покупаемых у граждан авто, создание и непрерывное совершенствование специфического программного обеспечения (в России этого никто не делает) и т.п. Буквально в течение последнего года на этот рынок вышло сразу несколько крупнейших в стране автодилеров. Их стараниями весь этот рынок со временем станет не менее цивилизованным, чем торговля новыми авто.
&
Рассматривая технологию «trade-in», нужно помнить о том, что автосалоны, ее практикующие, ориентированы преимущественно на продажу своих новых машин за живые деньги, а не на торговлю подержанными. Видимо, из-за этого реализация машины по схеме «trade-in» на практике означает, что ее оценят совсем уж в смешную сумму.