Тихое умирание знаменитых кузовных дизайнерских ателье, хотя и располагающих производственными мощностями для мелкосерийного автопроизводства, — печальный, но факт.
Все происходит как в классической итальянской опере а-ля Россини, Верди или Пуччини. Вам демонстрируют надежду на светлое будущее. Лояльность. Любовь к продукту. Дружбу. Добродетель. Но когда наступает «финита ля комедия», то конец трагичен. Его нельзя избежать. Как могилы.
Европейская автомобильная пресса который месяц живописует агонию «Bertone», семейные распри, коварство и расчет. Печальный исход совсем уж близок. Хотя европейская, да и мировая автоиндустрия при этом скорее потеряют, чем обретут. Итальянский стиль в автодизайне безупречен. И держался он на корифеях типа «Bertone». Ведь уже канули в Лету такие мастера дизайна, как «Ghia» (правда, его шильдик кое-где еще красуется, скажем, на некоторых версиях Ford Focus) или «Touring». С трудом выживает «Italdesign» маэстро Джорджетто Джуджаро.
А теперь появились сообщения и о финансовых трудностях другой старейшей семейной компании — «Pininfarina», давно ставшей крупной разветвленной промышленной группой, специализирующейся не только на авто-, но и на промышленном дизайне, и на мелкосерийном выпуске моделей, разработанных для ведущих автомобильных брендов.
«Pininfarina» для того, чтобы выжить, объявила о решении изменить свою бизнес-модель. Теперь она будет разрабатывать дизайн-проекты новых моделей и организовывать у себя их мелкосерийный выпуск только в том случае, если заказчик заранее проплатит свою долю инвестиционных расходов.
«Pininfarina» вложила более 600 млн. евро в разработку и производство Alfa Romeo Brera и Spider, Ford Focus Coupe Cabriolet, Mitsubishi Colt CZC. Аналитики говорят о том, что эти расходы бренда не окупились и поставили компанию в затруднительное финансовое положение из-за продаж, оказавшихся ниже планируемых, и некоторых проблем с качеством комплектующих. Убыток составил в прошлом году 114 млн. евро. Для «поддержки штанов» «Pininfarina» решилась даже выставить на рынок часть акций, принадлежащих семье, и снизить свою долю в активах с 55% до 30–40%.
Сейчас бренд с французской компанией «Bollore», специализирующейся на производстве аккумуляторных батарей, создают совместное предприятие и вносят по 150 млн. евро, чтобы с 2010 года начать выпуск и ежегодную продажу 15 000 электромобилей в Европе, США и Японии.