1912

«Bertone»: блеск и нищета великого бренда

Поделиться

Для известной и авторитетной семейной дизайнерской фирмы «Bertone» наступили тяжелые времена…

На мартовском Международном автосалоне «Женева-2008» случилась особая интрига. Впервые за многие десятилетия отсутствовал стенд «Bertone». Однако посвященных в одном из женевских ночных клубов, где проводился традиционный «Вечер автодизайна», ожидал сюрприз. Звездой мероприятия стало новейшее авангардное спорткупе Bertone BAT 11, ностальгический дебют которого был, наверное, и прощанием, и выражением робкой надежды на светлое будущее.

Внешне эта концептуальная модель, сделанная в единственном экземпляре под руководством шеф-дизайнера Дэвида Уилки на деньги американского фана бренда Гарри Каберле, похожа на рыцарский шлем, над которым потрудились специалисты лаборатории аэродинамики. Концепт BAT 11, построенный на базе Alfa Romeo 8C Competizione, продолжает линейку моделей — прототипов знаменитой кузовной исследовательской аэродинамической серии спортивных купе BAT (аббревиатура от Berlinetta Aerodinamica Tecnica). А над созданием BAT 5, BAT 7 и BAT 9 трудился с начала 50-х годов прошлого века сам владелец фирмы Нуччио Бертоне вместе с инженером и дизайнером Франко Скаллионе. Исследовательский проект ВАТ оказал заметное влияние на все европейское автостроение. Кстати сказать, реставрированный BAT 9 в 2005 году был продан за восемь миллионов долларов.

Семейное кузовное ателье «Bertone» было основано после Первой мировой войны в 1912 году Джованни Бертоне и выросло из колясочной мастерской. В 1934 году фирму возглавил его сын Нуччио Бертоне, который и превратил компанию в один из европейских центров автомобильной высокой моды. В молодости, как и Энцо Феррари, он участвовал в автомобильных гонках. Известный историк автомобильного дизайна Клаудиа Нейман называет Нуччио Бертоне одним из великих итальянских дизайнеров. Среди знаменитых его автомобилей — Alfa Romeo Giulietta Sprint (на производственных мощностях бренда в течение 14 лет было построено более 40 000 экземпляров этой модели).

Удачные концепты ателье «Bertone» разработало для «Citroёn», «Volvo», «Aston Martin» и «Bentley». Нуччио Бертоне, отличный организатор, запустил механизм производственной схемы Design Machine, с помощью которой процесс разработки дизайна, инженерное и технологическое проектирование в намеченные сроки доводили разрабатываемую модель до конвейера. Нуччио Бертоне умер в 1997 году...

  В 2000 году главой бренда стала Лилли Бертоне, жена и сподвижник Нуччио. Однако успешно вести дела фирмы в условиях остроконкурентного автомобильного рынка, на котором стали властвовать крупные европейские, а затем и азиатские автопроизводители, выпускающие миллионы массовых автомобилей, становилось все трудней. Наступили тяжелые времена, вынудившие «Bertone» искать богатого партнера, который мог бы финансово поддерживать дизайнерский бизнес бренда. Положение усугубило и то, что у наследниц Нуччио — жены Лилли и дочерей Мари-Жанне (40 лет, шеф Центра стиля «Stile Bertone») и Барбары — оказались разные взгляды на дальнейшую судьбу бренда.

В январе 2008 года г-жа Лилли уволила 39-летнюю Барбару с должности исполнительного директора. С весны нынешнего года мать и дочери общаются друг с другом только через адвокатов.

Г-жа Лилли, которой исполнилось 72 года, хотела, чтобы фирма и далее продолжала делать автомобили под сенью семейного бренда, а также сохранить 1300 рабочих мест. Однако дочери полагают, что в их интересах продать бизнес. По мнению Лилли Бертоне, дочери хотят лишь одного — пополнить свои банковские счета.

В декабре минувшего года мать и дочери все же подписали меморандум о намерениях с Джанмарио Россиньоло, занимавшим в свое время крупные посты в таких фирмах, как «Lancia», «Telecom Italia» и «Zanussi-Electrolux». Он покупал «Bertone» за символическое одно евро, но брался обеспечить предприятие (начиная с 2009 года) заказом на выпуск 9000 авто представительского класса.

Однако накануне 2008 года г-жа Лилли тайно подписывает соответствующие документы с Доменико Ревильо, главой сертификационной компании «Prototipo». Условия такие: Ревильо быстро вливает в «Bertone» определенные средства, сохраняя бренд на плаву, при этом за Лилли остается 35% акций и руководящий пост.

Дочери подали иск в суд, который признал сделку, проведенную мамашей, незаконной, так как она не единственный владелец активов фирмы. Лилли Бертоне заявила, что обещала покойному мужу 6 ноября 2012 года организовать торжества по случаю 100-летия бренда и для этого уже привлекла из личных фондов 2,5 млн. евро.

 12 марта кризисные управляющие, назначенные в «Bertone» Туринским судом по банкротствам, объявили, что готовят доклад о финансовом состоянии фирмы и рассматривают предложения семи потенциальных покупателей, среди которых глава «Italdesign», выдающийся итальянский автодизайнер маэстро Джорджетто Джуджаро, начинавший блистательную карьеру в «Bertone», а также индийский автопроизводитель «Mahinrda&Mahindra». По мнению обозревателей, маловероятно, чтобы Туринский суд признал «Bertone» банкротом, скорее всего он поручит кризисным управляющим и далее вести дела бренда. Другой суд — Туринский криминальный — уже отстранил наследниц Нуччио Бертоне от руководства фирмой. Вряд ли дед-основатель ожидал столь печального конца семейного дела...