День выборов

В последние годы в России наблюдается настоящий бум на автомобили. Предложений на рынке хоть отбавляй, и разобраться в многообразии моделей порой довольно сложно. Многие российские автолюбители, набрав необходимую сумму, сломя голову бросаются за тем или иным автомобилем, иногда плохо представляя, для каких целей он, собственно, предназначен. А ведь во всем мире машины покупают исключительно по принципу достаточной необходимости. Очевидно, пожилому человеку вряд ли пригодится какой-нибудь спорткар, а молодому парню скорее всего не понадобится огромный минивэн.

Казалось бы, что может быть проще — пойти и купить автомобиль. Ан нет, сначала нужно определиться с маркой машины, потом понять, какими у нее должны быть тип кузова, мотор и, конечно, трансмиссия. Осталось выбрать обивочку по карману: у кого-то хватит и на кожу, а другой отдаст предпочтение велюру или простенькой ткани. Более дотошный покупатель поинтересуется еще и ценами на сервисное обслуживание конкретного «железного коня», соизмерит расход топлива со своими возможностями, ну а самый продвинутый подсчитает к тому же затраты на налоги и страховку. Понятно, что всех аспектов покупки автомобиля не может знать никто, поэтому мы решили систематизировать общие принципы выбора, дабы помочь читателям газеты купить автомобиль «по душе». Наша «азбука покупателя» основана на вопросах, которые чаще всего задают наши читатели.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

В России не существует аналогов европейскому каталогу «Superschwacke» или американскому «Blue Book», где ежемесячно публикуют средние цены на подержанные автомобили с коэффициентами для расчета реальных цен — с учетом дополнительного оборудования, «лишнего» пробега и т.п. Русские продавцы оценивают бэушные машины на глазок. Зато только наш оценщик знает, что, например, седаны Lexus дешевеют вдвое быстрее, чем седаны Camry. А знаете почему? Просто покупать Lexus с пробегом у нас несолидно, не то что семейную Camry.

I

НОВЫЙ ИЛИ ПОДЕРЖАННЫЙ?

Этот вопрос волнует многих потенциальных покупателей автомобилей. Однако нельзя сказать, что сегодня он стоит так же остро, как, скажем, 10 лет назад. И виной тому не только массовый завоз к нам импортных автомобилей средней ценовой категории, но и появление нескольких крупных автогигантов внутри страны, собирающих иномарки. Судите сами: какой смысл покупать, например, за $12 000 десятилетний Volkswagen, когда в автосалоне предлагают Hyundai аналогичного класса, только что сошедший с конвейера Таганрогского автозавода? Правда, подобным образом рассуждают в основном те, кому автомобиль нужен исключительно для перевозки семьи на дачу, а багажник — для транспортировки стройматериалов. Понятно, что истинные поклонники какой-либо конкретной (необязательно немецкой) марки машин скорее всего не расстроятся из-за возраста своего «любимца». Такие ни за что на свете не променяют его на новый корейский автомобиль, да еще российской сборки. Так что однозначного ответа на заданный вопрос от специалистов вы не добьетесь, тем более что некоторые марки машин обладают приличным запасом надежности и вполне способны достаточно долго верой и правдой служить своему владельцу. Нет, любой автомобиль трудно назвать одноразовым изделием, но ресурс каждого из них все же ограничен вложенными в него техническими решениями, материалами и прочим. Соответственно и цена его никак не может быть низкой по определению...

II

СЕДАН ИЛИ ХЕТЧБЭК?

Пристрастия наших сограждан хорошо известны. В России наибольшей популярностью пользуются седаны (в отличие от Европы, где как раз-таки в спросе «хетчи»). Соответственно цена того и другого типа кузова (в рамках одной модели) в разных частях света различается с точностью до наоборот: у нас дороже седаны, у них — хетчбэки.

Никто не станет отрицать, что хетчбэки практичнее седанов, не говоря уже об универсалах (но это отдельная тема). И хотя нынешние седаны в большинстве своем имеют доступ из салона в багажник, у хетчбэка возможностей больше.

А если еще получить так называемую разрезную спинку заднего сиденья (складывающуюся по частям), функциональность машины будет заметно выше. В то же время не стоит думать, будто на Западе потребители руководствуются исключительно практичностью данного типа кузова, просто порой «хетчи» симпатичнее своих собратьев-седанов. Однако, учитывая наш холодный климат, можно с уверенностью сказать, что у седана при загрузке салон будет выхолаживаться меньше, чем у хетчбэка, да и посторонние запахи из багажного отсека не будут беспокоить пассажиров.

С универсалами все, кажется, ясно — их приобретают в основном целенаправленно для перевозки мелких бытовых грузов, путешествий или многодетные семьи (хотя для этой категории скорее подойдут минивэны, больше приспособленные для перевозки людей). Правда, к некоторым современным моделям универсалов вовсе не подходит обидное российское прозвище «сарай», настолько они стремительны в формах и порой совершенно не предназначены для перевозки мешков с картошкой.

Понятно, для чего люди приобретают и внедорожники, в просторечии — джипы. Здесь тоже множество вариантов как среди истинных «проходимцев», наделенных всем необходимым оборудованием для преодоления препятствий вне дорог, так и среди новомодных кроссоверов, способных лишь частично удовлетворить потребности владельца, съезжающего на проселочную дорогу.

III

С КАКИМ ТИПОМ ПРИВОДА УДОБНЕЕ?

Большинство современных автомобилей имеют переднеприводную схему, иначе говоря, ведущими колесами являются передние. Пожалуй, на сегодня это оптимальная конструкция (хотя и не самая простая), ведь управлять на снежной дороге авто с задними ведущими колесами непросто (даже на суперсовременных, напичканных электроникой авто), а полноприводные версии требуют хоть какой-то мало-мальски специальной подготовки водителя. Исключения из правил составляют настоящие внедорожники. Как правило, они прекрасно приспособлены для трудных участков дорог, но не отличаются отменными скоростными характеристиками (не столь быстрые, маневренные и управляемые).

IV

КАКУЮ МАРКУ ПРЕДПОЧЕСТЬ?

Вот уж вопрос вопросов. Это все равно что спросить женщину, почему она пользуется именно этими духами, а не другими. Понять логику ее выбора практически невозможно. То же самое можно отнести и к автолюбителям, с той лишь разницей, что большинство из них постараются мотивировать свой выбор, дабы блеснуть перед собратьями познаниями в области автомобилестроения. Нынешние мужики предпочитают, чтобы окружающие думали, что уж в футболе и тем более в автомобилях они разбираются. А как иначе? Его предок запросто гарцевал на лошади, значит, и он непременно должен иметь «железного коня» по своему вкусу.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Итоги продаж автомобилей за первый месяц 2008 года, опубликованные «Комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России», показали двойной прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом довольно заметно изменились приоритеты граждан относительно марок машин. Так, на первом месте оказались автомобили марки «Chevrolet», а потом идут «Hyundai», «Toyota», «Ford» и «Nissan».

V

ГДЕ КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ?

Здесь все более-менее ясно. За новым автомобилем надо идти в автосалон, а за подержанным... туда же. Да-да, сегодня много дилеров иностранных брендов наладили работу с комиссионными авто. Все потому, что многолетняя работа на нашем рынке того или иного крупного продавца машин позволяет ему проследить путь реализованного им когда-то автомобиля. Конечно, цены на комиссионные авто несколько выше, чем на аналогичные из первых рук владельца, но не забывайте, что вы приобретаете автомобиль с проверенной биографией, прошедший своевременное техобслуживание, да еще, как правило, с полугодовой гарантией продавца.

В случае приобретения машины из частных рук лучше перестраховаться и не пожалеть $100 (средняя цена данной операции на фирменной станции техобслуживания в Москве) на комплексную диагностику покупки. Вы хотя бы не попадете на откровенную подделку типа сваренного из трех кузовов авто, сверкающего начищенными боками. Да и обнародованные примерные будущие затраты на ремонт, возможно, станут поводом для обоснованного торга.

Что касается выбора непосредственно автосалона, то тут советовать что-либо довольно сложно. Порой пафосные шоу-румы отличаются не столько дороговизной, сколько высоким уровнем обслуживания. Тем более что большинство именитых автопроизводителей диктуют единообразные цены на свою продукцию в собственной сети распространителей. Исключение составляют лишь так называемые «серые» дилеры — у них еще можно выгадать несколько тысяч долларов. Хотя начавшиеся официальные продажи какого-либо авто, как правило, способствуют снижению его цены, пусть порой и незначительно. Зато в вашем распоряжении оказывается «гарантийка», что для некоторых марок машин очень даже актуально.

VI

НА КАКОМ ЦВЕТЕ КУЗОВА ОСТАНОВИТЬСЯ?

Старая русская поговорка гласит: на вкус и цвет товарища нет. Отсюда вывод: выбор цвета авто — сугубо индивидуальное дело. Единственное, что следует учитывать, так это элементарные законы физики, которые все проходили в школе. Известно, что светлый автомобиль меньше нагревается на солнце и на нем не так видна грязь. Зато темный, а тем паче какой-нибудь ярко-красный заметнее на дороге (а значит, безопаснее для владельца), да к тому же темные колоры у нас в стране считаются престижными. Хотя справедливости ради стоит отметить, что «шестисотый» Mercedes выглядит не менее солидно и в белом цвете.

Еще можно добавить по поводу оттенка автомобиля следующее: любой редкий цвет может заметно удлинить процесс восстановления (тьфу-тьфу!) даже мелкой царапины на крыле. Сложности начнутся уже при подборе краски, не говоря уже о непредвиденных затратах, сопровождающих любой эксклюзив.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Если верить результатам исследования компании «PPG Industries», мирового лидера по производству красок, в прошлом году (как, впрочем, уже несколько лет подряд) наиболее популярным цветом автомобиля стал серебристый (почти 40% всех выпущенных авто в мире). Правда, компания основывалась на данных, полученных лишь из Франции, Германии, Италии, Польши, Скандинавских стран, Испании и Великобритании.

По прогнозам аналитиков, в нынешнем году серебристый оттенок вообще выйдет из моды. И правда, сегодня каждый пятый автомобиль, поступающий на европейский рынок, черного цвета. А автомобили будущего обзаведутся особой окраской, меняющей свой цвет в зависимости от угла зрения.

VII

ВАМ ДВИЖОК КАКОГО ОБЪЕМА?

Здесь лучше ответить вопросом на вопрос: какие цели вы преследуете, покупая автомобиль? Если намереваетесь просто передвигаться из пункта «А» в пункт «Б», берите мотор с малой «кубатурой». Многим хватает даже литрового силового агрегата, хотя в условиях мегаполиса предпочтительнее выглядят двигатели объемом 1,2–1,6 литра. Во-первых, они обладают достаточной мощностью (особенно последние, современные модели). Во-вторых, имеют довольно умеренный «аппетит» и тем самым не разорят на топливе. Однако «гонщики» все равно захотят видеть на своих машинах двух-, трех- и даже четырехлитровые двигатели, на худой конец оборудованные турбонаддувами и прочими «усилителями» мощности типа «мерседесовского» компрессора. Но, повторимся, такие моторы, как правило, очень «прожорливые». Понятно, что владельцы имиджевых, престижных машин по этому поводу заморачиваться не станут: нашлись деньги на такой автомобиль — найдутся и на бензин. Кстати, не забудьте о более высоких затратах на техобслуживание такого мотора и, конечно, о стоимости ОСАГО и прочих налогах.

В то же время перед покупкой желательно поинтересоваться у нынешних пользователей выбранного вами автомобиля, скажем, запасом мощности того или иного силового агрегата, входящего в гамму моторов данной модели. Ведь очевидно, что огромный тяжелый внедорожник просто не тронется с места под напором каких-то 60 «лошадей».

Конечно, инженеры возможности новой модели просчитывают, но случается, что в погоне за покупателем, сопровождаемой снижением цены авто за счет использования малообъемного мотора, компании создают автомобиль, который с трудом (или, если хотите, с натугой) догоняет остальных соседей по транспортному потоку.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

В момент приобретения самым выгодным окажется автомобиль с бензиновым двигателем. Аналогичная модель с дизелем, как правило, дороже. Установка газового оборудования обходится в дополнительные деньги. Кроме того, нужно учесть стоимость горючего. Самое дешевое — естественно, газ. Чуть дороже дизельное топливо. И самое дорогое — бензин Аи-95. Заранее поинтересуйтесь «аппетитом» приглянувшейся машины. Остается прибавить к этим цифрам первые доплаты. И окажется, что все равно экономия при покупке авто с дизелем налицо. Правда, не стоит забывать про повышенные затраты на обслуживание дизелей, заметно снижающие разницу расходов. Хотя дизель однозначно долговечнее бензинового мотора.

VIII

«АВТОМАТ» ИЛИ «МЕХАНИКА»?

Сегодня покупателям современных авто приходится выбирать не только между автоматической и механической коробкой передач, но часто и между получившими широкое распространение вариаторами и роботизированными коробками. Причем порой и «автоматы» на одну и ту же модель бывают разными. Кроме четырех- и пятиступенчатых агрегатов можно, например, выбрать вариант с секвентальным режимом (с возможностью ручного переключения) и без оного. С «механикой» все гораздо проще, хотя конструкция тех же «роботов» ближе к данной категории узлов. Чаще всего встречаются пятиступенчатые механические коробки передач.

Этот вопрос не касается покупателей элитных автомобилей — здесь альтернативы нет. Такие машины в основном комплектуются исключительно мощными моторами, агрегатированными с автоматическими коробками передач. А вот в средней ценовой категории допускаются различные варианты оснащения. Понятно, что начинающему водителю все-таки проще ездить с «автоматом», так же как и большинству дам. Кроме того, нельзя отрицать, что управлять двумя педалями (тормоз и газ) без ненавистной третьей «кочерги» сцепления в «пробках» гораздо удобнее. Однако бывалый водитель однозначно предпочтет «механику», так как она позволяет полностью реализовать возможности мотора, особенно в экстренных дорожных ситуациях. И имейте в виду, что автоматическая коробка бережет двигатель: выбирая нужную передачу, она не нагружает его излишне, но одновременно способствует небольшому увеличению расхода топлива (в среднем около литра) и требует от машины исправного технического состояния, включая наличие покрышек по сезону. Не зря в последнее время столь популярна «шиповка» — машина с «автоматом» на ней держится за дорогу крепче. Ну и, конечно, автоматическая коробка требует специального ухода в отличие от механической (это и более частая смена масла, и непременное аккуратное следование инструкциям по эксплуатации узла). Кстати, заявления многих автопроизводителей о «пожизненных» ресурсах смазки своих «автоматов» часто опровергаются российскими сервисменами.

И все же не торопитесь с выводами, почитайте популярную литературу о новых технических разработках в этой области, сегодня предлагаются очень интересные альтернативы двум общеизвестным и привычным типам коробок передач.

None