1551

Если дал – значит сел!

Антикоррупционный закон, о котором в последнее время столько разговоров, похоже, в ближайшее время будет принят
Любопытно, а как это отразится на автомобильной жизни страны?
Поделиться

Любопытно, а как это отразится на автомобильной жизни страны?

Интересно, какие ассоциации приходят россиянам на ум при слове «чиновник»? Думается, процентов 90 из тех, кто читает эти строки, не задумываясь выпалят слово «взятка». Чиновник и взятка — это точно такая же крепкая связка слов, как пиво и вобла, как День Победы и праздничный салют, как водитель и автомобиль... Согласитесь, сложновато представить наше бытие без «благодарностей в конвертах». Ну как можно коммерческой организации выиграть тендер на укладку асфальта или строительство современной трассы, не отслюнявив от 10 до 20 процентов от общей стоимости заказа представителям тендерной комиссии? Это же нонсенс. Вот и вынуждены подрядчики делать слой асфальта тоньше, а дорогу уже. Чтобы изыскать финансовую возможность отблагодарить чиновный люд.

Но, допустим, антикоррупционный закон и впрямь сможет связать руки чиновникам, живущим (да чего уж там — жирующим!) на «откатах». В конце концов, госслужащих, от чьей подписи что-то зависит, не так уж и много. А вот как отучить от поборов многотысячную армию гаишников? Однажды в приватном разговоре один из высокопоставленных руководителей Госавтоинспекции поделился: «Знаешь, почему наши контрольно-профилактические отделы лишь делают вид, что борются со взяточниками? Да потому, что если браться за это дело всерьез, из ГАИ люди побегут, а новые на такую зарплату не придут. Кому в этом случае стоять на перекрестках или оформлять аварии?»

На 5000–7000 рублей в месяц, которые официально получают инспектора ДПС, протянуть от зарплаты до зарплаты, даже туго-натуго затянув поясок, нынче нереально. Оттого и берут гаишники мзду. И это всех устраивает: и гаишное руководство (ведь есть кого на пере­крестки ставить), и водителей (они за копеечку малую наказание несут, не по всей строгости закона).

Но иногда эта гаишно-водительская идиллия нарушается. ГИБДД кооперируется с борцами с экономической преступностью, и, вооружившись диктофонами, они выходят на охоту. «Дичь» — шоферы, дающие взятки. Задача, как вы понимаете, простейшая. Почти все водители «золотят» гаишникам ручки, ибо знают, что те всегда охотно принимают дары. Да вот только охота эта оказывается не совсем честной. Нарушителя приглашают сесть в машину ГАИ, где установлена звукозаписывающая аппаратура, а затем инспектор начинает обрабатывать жертву: рассказывает про тяжесть совершенного правонарушения, смакует наказание, предусмотренное за проступок (обычно это «лишенческая» статья), а потом достает мобильный телефон, набирает несколько цифр, затем показывает дисплей водителю.

Ты достаешь купюры, отсчитываешь под одобрительные кивки гаишника набитую на экране «мобилы» сумму, кладешь деньги куда укажут. В следующий момент появляются сотрудники ОБЭП. Объяснения, что гаишник сам потребовал взятку, еще никому не помогали. На диктофонной записи намеков на взятку со стороны инспектора нет — значит, это инициатива водителя. Суды, кстати говоря, в своих решениях придерживаются такого же мнения. Но до последнего времени «вердикты» в отношении взяткодателей были относительно мягкими (водители отделывались условными сроками да небольшими штрафами).

Но недавно одним из судов Москвы вынесено беспрецедентное решение в отношении Владимира Ананова, имевшего неосторожность в июле прошлого года выехать на встречную полосу. Его Lexus RX350 был остановлен инспектором 4-го батальона ДПС ГИБДД УВД по Центральному округу, которому г-н Ананов попытался всучить 1000 рублей за несоставление протокола. Попытка дачи тысячерублевой взятки обернулась для нарушителя штрафом в 350 000 «деревянных». Для обладателя Lexus, наверное, не ахти какая сумма, но доселе таких финансовых трат не нес еще ни один взяткодатель. Глядишь, так скоро дойдет и до конфискации имущества, и до реальных сроков.

Облавы на водителей-взяткодателей после принятия антикоррупционного закона могут стать явлением частым. А все потому, что запугать шоферов гораздо проще, чем гаишников. Да и политически это более мудрый шаг, ведь если начать «закручивать гайки» инспекторам, то они, как говорил гаишный начальник, убегут с тонущего корабля.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Бывший прокурор китайского городка Тяньцзин г-н Ли Баоцзинь за десять лет работы в этой должности набрал взяток на сумму 760 000 долларов США (по меркам российских чиновников, думается, ничтожно мало). За свою любовь к «презренному металлу» коррупционер в декабре прошлого года был приговорен к смертной казни. В России же за получение самой крупной в истории взятки, которую удалось доказать (ее размер составил 250 000 долларов), заместитель губернатора Красноярского края Валерий Суладзе в 2004 году получил 7,5 лет колонии строгого режима.

Впрочем, уже в июле 2007 года арестант по решению местного суда был досрочно освобожден.