1202

Сто загибов на версту

Россию ждет автотранспортный коллапс?
Автомобили на наших дорогах служат на 30% меньше, чем в “нормальных условиях”, и требуют в три раза больше денег на ремонт. Такие данные привели в совместном исследовании ВЦИОМ и общественной организации “Деловая Россия”. Вчера всю правду о том, как именно дороги портят нам жизнь и чего стоят потуги чиновников “забодать” эту беду, авторы проекта выложили журналистам.
Поделиться

Автомобили на наших дорогах служат на 30% меньше, чем в “нормальных условиях”, и требуют в три раза больше денег на ремонт. Такие данные привели в совместном исследовании ВЦИОМ и общественной организации “Деловая Россия”. Вчера всю правду о том, как именно дороги портят нам жизнь и чего стоят потуги чиновников “забодать” эту беду, авторы проекта выложили журналистам.

В ближайшие годы государство собирается “закатать в асфальт” рекордную сумму — более 13 трлн. рублей. Эксперты уже подсчитали, сколько денег может “пойти не по назначению”. “Сейчас не осваивается примерно 30% средств”, — делится результатами исследования руководитель проекта “Качество дорог России” Сергей Фахретдинов. Дорожные работы согласовывает такая армия чиновников, что строительный сезон подходит к концу быстрее, чем приходят деньги. Неспроста наши дороги, которые зачастую строятся не в сезон, влетают налогоплательщикам в копеечку. Если в США на км дорожного полотна тратят 6,5 млн. долларов, то у нас — 8,3 млн. И это “средняя температура по больнице”: в Сочи, например, дороги влетят в 25 млн. “зеленых” за км. Виной не только “тормоза” чиновников с согласованиями, но и устаревшие строительные материалы и дорожные технологии. “Необходим научный центр, который бы генерировал дорожные инновации, — уверен Фахретдинов. — Между тем в правительственной программе до 2015 года на науку идет всего… 0,1% выделяемых средств”. С таким уровнем финансовой поддержки четырех медведевских “И” мы далеко по нашим дорогам не уедем, уверены эксперты. По подсчетам исследователей, до половины себестоимости российской продукции “съедают” расходы на транспорт! Потери экономики от плохого состояния дорог — примерно 4% от ВВП.

Сегодня в стране 34 млн. автомобилей, а в 2015-м, по прогнозу, будет 48,4 млн. Если строить дороги, не сильно торопясь, страну ожидает транспортный коллапс: сейчас число авто растет в 5 раз быстрее, чем протяженность трасс. “Между тем чиновникам выгоднее ремонтировать дороги, а не строить новые”, — утверждает председатель Комитета инвестиционной политики Торгово-промышленной палаты РФ Антон Данилов-Данильян. От президента и премьера авторы проекта теперь ждут не просто деклараций, а реальных шагов. В частности, губернаторы должны получать оценки за свою дорожную деятельность. Другие необходимые меры: эксперты, “принимающие” новые дороги у чиновников, обязаны стать независимыми от последних, а подрядчики — реально отвечать за качество дорожного полотна.

Пока до дорог у чиновников не дошли руки, автолюбителям остается отстаивать права в суде: если причина ДТП — качество дороги, неработающий светофор или недостаточное освещение, отвечать будет ГИБДД. Если незакрытый люк канализации — местный водоканал. Если же ДТП вызвали ремонтные работы, платить будет подрядная организация.

КСТАТИ

До 2015 года движение между городами-миллионниками должно ускориться в 1,5—2 раза. Этого, по словам первого заместителя гендиректора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Светланы Воронцовой, удастся достичь благодаря строительству 2 тысяч км скоростных дорог с 2-уровневыми переездами.