1636

Все россияне лишатся водительских прав

С 1 июля любой человек за рулем априори признается виновным
Жизнь водительская с каждым днем становится все сложнее. Решительное наступление на шоферскую вольницу, результатом которой становится ежегодная смерть под колесами более 30 000 человек, власти предприняли еще в прошлом году.
Поделиться

Жизнь водительская с каждым днем становится все сложнее. Решительное наступление на шоферскую вольницу, результатом которой становится ежегодная смерть под колесами более 30 000 человек, власти предприняли еще в прошлом году.

С 11 августа 2007 года водителям пришлось привыкать к новым, более суровым санкциям. Так, ужесточились штрафы за езду по тротуарам и обочинам, “подорожал” выезд на полосу встречного движения для поворота или разворота, а за “простой” выезд на встречку теперь светит безальтернативное лишение “прав”.

Вторая порция поправок вступила в силу с 1 января 2008 года. Повысились штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скоростного режима. Стало опасно садиться за руль, не имея водительского удостоверения или будучи лишенным “прав”. За эти проступки сегодня можно загреметь на нары.

И вот 1 июля операция за безопасность дорожного движения входит в завершающую стадию...

Российская автоинспекция решила попробовать стать ближе к Европе, лишив водителей права на презумпцию невиновности. С 1 июля вступают в силу очередные поправки в КоАП, согласно которым штрафовать нарушителей смогут не только сотрудники ГИБДД, но и состоящие у них на службе “технические средства, имеющие функции фото- и видеофиксации”.

Электронное око

Попросту говоря, в нашей стране штрафы так же станут присылать по почте, как и в цивилизованной Европе. Вот только насколько эффективной будет в нашей не совсем цивилизованной стране эта система? По оптимистичным прогнозам представителей Департамента обеспечения безопасности дорожного движения России, новшество с красивым названием “Визит” начнет работу сразу без сбоев и тотчас приведет к снижению аварийности и улучшению дисциплинированности водителей.

По сути своей, это нововведение представляет собой видеокамеру, соединенную с одним или несколькими компьютерами. Камера будет ловить в объектив машину-нарушитель, а компьютер — обрабатывать полученную информацию и выписывать штраф. В идеале эта система способна функционировать и вовсе без участия человека. Вот только на дороге, где немалую роль играет человеческий фактор, вера в искусственный интеллект как-то меркнет. По задумке в случае обнаружения противоправных действий “Визит” будет фотографировать нарушителя и тотчас печатать специальный бланк протокола. На выходе получится документ, на одной стороне которого окажутся уже привычное постановление о наложении административного взыскания и квитанция, а на другой — данные о камере и непосредственно фотография самого “преступления”. Вот только штрафовать “Визит” станет не лихачей, а владельцев автомобилей. В Европе сей факт особого значения не имеет, поскольку там водитель и владелец — чаще всего одно и то же лицо. А вот в нашей стране с широко распространенным институтом доверенностей на право управления может вызвать весьма серьезные споры. Чтобы узаконить автоматическую фотофиксацию нарушений, законодатели внесли изменения в статью КоАП о презумпции невиновности. Так что получается, что у владельца, получившего “письмо счастья”, останется лишь два выхода: либо заплатить, либо указать на виновника, который, в свою очередь, может начать отпираться. В таком случае, кстати, опять же придется платить владельцу — не за превышение скорости, так просто за обладание “источником повышенной опасности”.

С 1 июля это нововведение заработает в трех российских регионах — Москве, Московской области и Краснодарском крае. В остальных городах и весях чуть позже, но в кратчайшие сроки. Правда, в отдаленных регионах вопрос в основном упирается в финансирование, так что “электронные постовые” могут появиться там не скоро. Кстати, и в трех регионах-передовиках с 1 июля система заработает не на полную мощность. Сначала она будет ловить только превышающих скорость, а вот в планах — еще и за проезд на “красный” и выезд на встречку. Единственный плюс электроники заключается в том, что в программу заложены минимальные значения штрафов, положенных за то или иное нарушение. А вот лишать прав камеры и вовсе не будут — только фиксировать, чтобы, получив письмо, владелец явился в ГИБДД для разбора полетов. Кроме того, разработчики обещают, что компьютер будет учитывать и общую скорость потока. Общеизвестно, что, несмотря на ограничение скорости в 60 км/ч, например, на Третьем транспортном кольце столицы все обычно едут не меньше 80 (если не стоят, конечно). Если же ПДД начнет соблюдать хотя бы половина автомобилистов, опасаясь штрафов, ТТК превратится в один большой затор, конца и края которому видно не будет. По словам Владимира Кузина, заместителя начальника ДОБДД РФ, система настолько умна, что сможет отслеживать так называемый рабочий режим потока. Если он будет 80 км/ч, письмо со штрафом получат только превысившие эту цифру, а не максимально разрешенную скорость.

Но, несмотря на все заверения в надежности системы, которая уже год работает в столице и Краснодарском крае в тестовом режиме, возникает целый ряд вопросов. Например, о возможных двойных штрафах. Кто даст гарантию, что сфотографированный камерой нарушитель ровно через 50 метров не наткнется на “живой” патруль, который выпишет ему еще один протокол? Полковник Кузин заверил, что подобные “двойные стандарты” в принципе невозможны. Поскольку сотрудники ГИБДД точно знают, где установлены камеры, и наряд в таких местах просто выставляться не будет. Правда, что делать с “самовольными” патрулями, назубок выучившими “хлебные” местечки, заместитель начальника ДОБДД не сказал. По идее автовладелец имеет право обратиться в суд, поскольку дважды нести наказание за одно и то же преступление он не должен по закону. Хотя моральные и материальные издержки визитов к служителям Фемиды могут обойтись гораздо дороже 500-рублевого штрафа.

100 грамм — и за руль?

К сожалению, это не единственный ожидаемый сюрприз. Как и обещалось ранее, с 1 июля в России разрешено пить за рулем. Вернее, не так. Отечественные медики и законодатели наконец признали, что существует так называемый алкогольный фон организма. Теперь в выдыхаемом воздухе может присутствовать 0,3 промилле вместо прежнего 0. То есть, глотнув безобидного кваса, вы не будете признаны пьяным, по крайней мере, по показаниям алкотестера. Кстати, об алкотестерах. С 1 июля пользоваться этими приборами снова смогут и гаишники, и сотрудники ВАИ, и даже инспектора по маломерным судам. Правда, не всеми, а только сертифицированными и оснащенными мини-принтером. Прибор после проверки выдаст распечатку о количестве алкоголя в вашем выдохе. Единственный нюанс — если по совокупности косвенных признаков (например, покраснение кожи, дрожание рук) сотрудник ГИБДД решит, что вы все-таки пьяны, несмотря на показания алкотестера, вам придется проехать на освидетельствование в стационар. Где уже врачи будут решать вопрос о вашей пригодности или непригодности к управлению авто. А они вполне могут признать пьяным и без показаний прибора — эскулапам виднее, кто, сколько, где и с кем пил.

 

Иногда они возвращаются

Еще один “подарочек” — это возвращение уже забытых блокираторов. Теперь, при невозможности эвакуации авто и если оно мешает движению или уборке улиц, колеса будут намертво заблокированы. В таком случае владельцу придется самостоятельно идти в отдел ГИБДД с повинной головой и просить снять капкан. Руководство ДОБДД уверено, что блокираторы, как и эвакуаторы, будут использоваться лишь в крайних случаях. Но отмененный и вновь воскресший “подъемный бизнес” процветает. Так что имеется шанс, что и с блокираторами предприимчивые личности придумают, как поступить.

Очередная порция изменений в КоАП по задумке авторов призвана улучшить дорожную ситуацию и сократить число ДТП. Вот только все поправки в КоАП для водителей чаще всего заканчиваются одинаково — потерянным временем и деньгами. Хотели как лучше, а что получится — покажет время.

КСТАТИ

Вводя систему видеофиксации правонарушений, власти до конца не проработали вопрос вручения квитанции нарушителю и, следовательно, оплаты штрафа. После фиксации нарушения и распечатки постановления о наложении взыскания последнее будет отправлено виновному по почте заказным письмом с уведомлением. Отсчет 30 суток, которые по закону даются для уплаты штрафа, начинается не с момента отправки письма, а с того дня, когда получатель распишется в уведомлении.

Соответственно, можно не бояться стать злостным неплательщиком в случае потери письма на почте, например. Если же найти нарушителя по адресу регистрации не удается, в федеральный розыск его, конечно же, не объявят, но при проверке документов на посту вполне могут потребовать сообщить фактический адрес проживания, чтобы все же доставить корреспонденцию.

НАША СПРАВКА

Таблица штрафов за наиболее опасные нарушения ПДД

Статья (12.9 ч. 2 ). Нарушение: превышение установленной  скорости движения на 20  и более км/ч, но не больше 40 км/ч. Санкция (руб.): штраф 300

Статья (12.9 ч. 3). Нарушение: превышение установленной скорости движения на 40  и более км/ч, но не больше 60 км/ч. Санкция (руб.): штраф 1000—1500
    
Статья (12.9 ч. 4). Нарушение: превышение установленной скорости движения на 60 и более км/ч. Санкция (руб.): штраф 2000—2500 или лишение “прав” на срок от 4 до 6 месяцев

НАША СПРАВКА

Время, в течение которого пары алкоголя могут быть обнаружены в выдыхаемом воздухе

Вид напитка: Водка. Кол-во (г): 50. Время (час.): 1,0—1,5

Вид напитка: Водка. Кол-во (г): 100. Время (час.): 3,0—3,5

Вид напитка: Водка. Кол-во (г): 200. Время (час.): 6,5—7,0

Вид напитка: Водка. Кол-во (г): 250. Время (час.): 8,0—9,0

Вид напитка: Водка. Кол-во (г): 500. Время (час.): 15,0—18,0

Вид напитка: Коньяк. Кол-во (г): 100. Время (час.): 3,5—4,0

Вид напитка: Шампанское. Кол-во (г): 100. Время (час.): 1,0

Вид напитка: Пиво светлое. Кол-во (г): 500. Время (час.): не определяется, но запах остается

Вид напитка: Пиво крепкое. Кол-во (г): 500. Время (час.): 20—45 мин

Все данные приведены для организма среднестатистического человека.

СПРАВКА "МК"

Водителей, не отказывающих себе в удовольствии садиться за руль подшофе, ждут тяжелые времена. Скажем, в Москве новейшими алкотестерами планируется оснастить чуть ли не все патрульные машины и стационарные пост-пикеты. Подмосковная автоинспекция уже получила 90 таких приборов.