Тогда это казалось фантастикой: вместо хлопот по разворачиванию лагеря тратишь каких-то пять минут — и уже можно жить!
Это был старенький Volkswagen. Скорее всего, как и тестовый автомобиль, изготовленный фирмой «Westfalia», именно он стал первопроходцем этого сектора рынка. Автор рекламной брошюры «Westfalia», вышедшей в 1954 году, рисовал такую радужную картину: «Каникулы на солнечных пляжах, или в молчаливой тени лесов, или у подножья таинственных гор. Путешествия, в которых собственный отель всегда под рукой, — это больше не пустые фантазии и не роскошь, доступная лишь немногим. Кемпер-вэн позволит вам отправиться туда, куда вы всегда мечтали попасть, не заботясь о билетах или местах в гостинице».
Спустя каких-то 50 с хвостиком лет мы решили на деле проверить рекламные посулы. Нам в руки попал Mercedes-Benz Marco Polo, созданный в кооперации все с той же компанией «Westfalia», и мы решили устроить ему проверку по полной программе. Благо как нельзя более кстати подвернулся повод — полевые испытания легавых собак, проводившиеся обществом «Динамо». Легавая собака породы сеттер-гордон по кличке Дина имелась, автомобиль-дача — тоже, и испытания было решено устроить им обоим. Хотя, конечно, Дину в силу ее молодости и неопытности всерьез испытывать никто не собирался. Для собаки это была скорее ознакомительная экскурсия, в программе которой — вывод в поле, показ живой дичи и объяснения, для чего сучка Дина, собственно, на свет появилась. Пусть посмотрит, как работают уже натасканные собаки, глядишь, чему и научится. А вот автомобилю, который должен был стать нашим домом на ближайшие пару дней, мы спуску решили не давать — испытать все его возможности по полной программе.
Захватив собаку, отправились в путь — на границу Московской и Владимирской областей. Первую положительную оценку наш Marco Polo получил в московской толчее, пока мы выбирались за МКАД. Автомобиль создан на базе микроавтобуса Mercedes-Benz Viano в варианте с длинной базой, а его габариты — пять метров в длину и около двух в ширину — позволяют занимать на дороге не больше места, чем седан бизнес-класса. Что делает эту автодачу удобной в повседневном пользовании, тем более что внешне машина не привлекает к себе лишнего внимания (в отличие от специально построенных автомобилей-дач). Обычный офисный микроавтобус — такие колесят по улицам Москвы в большом количестве. Надстройка на крыше, превращающаяся на стоянке в спальное место, в сложенном виде в глаза не бросается, и единственное, за что может зацепиться внимательный глаз, — алюминиевый пенал маркизы вдоль правого борта.
Концепция жилого автомобиля предусматривает возможность свободно перемещаться по всему салону, и из водительской кабины в пассажирский отсек можно легко пройти даже на ходу — рычаг КП этому не мешает, поскольку вынесен на специальный прилив внизу передней панели. Это имело в нашем случае и свои отрицательные моменты.
Собака обожает ездить в машине, а в силу молодости и любознательности ей интересно буквально все — и мелькающий пейзаж за стеклом, и запахи из приоткрытого окна. Так как в заднем отсеке все окна были закрыты занавесками, Дина выбрала самую удобную для себя позицию — между передними креслами. Где и простояла всю дорогу. И все бы ничего, но при торможениях псина носом то переключала станции на магнитоле, то переводила селектор коробки из автоматического режима в ручной.
На трассе Marco Polo показал себя замечательно — легко держал крейсерскую скорость 120–130 км/ч и солярку потреблял вполне умеренно (согласно показаниям бортового компьютера). Хотя двигатель имеет мощность всего 150 л.с., крутящий момент дизельного мотора с непосредственным впрыском позволяет ускоряться в любом диапазоне скоростей, особенно благодаря возможности ручного переключения скоростей у автоматической коробки. От такой машины подобной прыти никто не ожидает, и многие водители легковых автомобилей в левом ряду начинали нервничать, увидев в зеркале заднего вида стремительно приближающийся к ним большой фургон. Когда мы с собакой поехали на место испытаний, в поля, наш автомобиль продемонстрировал универсальность. Хотя большинство владельцев собак прибыли на внедорожниках, высокий дорожный просвет Marco Polo в сочетании с полным приводом позволял нам двигаться по проселочным дорогам наравне со всеми.
А вот добравшись до точки ночлега, нас ожидало некоторое разочарование. Дело в том, что машину мы получили буквально с выставочного стенда, потому в ней не оказалось газового баллона для плиты, да и водой она заправлена не была. Так что полной автономии не получилось, и за кипятком для вечерней чашки чая пришлось сбегать в ближайший дом. Впрочем, переночевать в машине ничто не мешало, что мы и сделали. И даже более-менее сумели выспаться, хотя сон омрачила пара моментов. Собака, устроившись спать на развернутом против хода кресле переднего пассажира, взялась исполнять обязанности ночного сторожа и облаивала всех проходивших мимо машины (а народ вокруг бродил где-то до часу ночи). Но гораздо хуже оказалось другое: ночью температура на улице резко упала, и фотографа, спавшего под крышей, спас только теплый спальный мешок. Да и в салоне было ненамного лучше — по законам физики весь теплый воздух поднимался вверх и благополучно покидал машину сквозь матерчатые стенки подъемной крыши. Впредь мы поклялись следить за прогнозом погоды. Либо ездить на тесты автомобилей-дач только на юг, к теплому морю. Хотя у нас есть предложение к производителям: специально для России выпускать подобную технику в северном исполнении — со стенками подъемной крыши из войлока. Или меха.
&
Предками «дома на колесах» можно считать цирковые фургончики, а вот первую полноценную дачу-прицеп изготовила немецкая фирма «Westfalia» в 1935 году. Она же первая в 1951 году представила предтечу «мотор-хоума», который объединял вместе и автомобиль, и все необходимое для жизни. Это был кемпер-бокс, который устанавливался в кузов ле гкого грузовичка Volkswagen Transporter. В боксе имелась 3-спальная кровать длиной 183 сантиметра. Кроме того, двое детей могли расположиться на широком переднем сиденье. А в заднюю часть боковой двери был вмонтирован умывальник.