Говорили, что, дескать, камеры позволят минимизировать контакт водителя с инспектором, ссылались на многолетний опыт применения «электронных ящиков» в Старом Свете и даже обещали оснастить приборами все российские дороги.
Заручившись поддержкой законодательной ветви власти, российские придорожные полицейские осуществили свой давнишний замысел: с 1 июля стало возможным привлекать автомобилистов к ответственности по одной лишь фотографии. «Теперь и у нас как в Европе», — при каждом удобном случае подчеркивают служивые.
Однако лукавят. Как в Европе у нас никогда не будет. Хотя бы потому, что принципы привлечения нарушителей к административной ответственности здесь и там разные. Взять ту же Германию, где система фотофиксации нарушений существует без малого 30 лет. И на протяжении всего этого времени штрафом «награждаются» не владельцы транспортных средств, а именно те, кто управляет машиной в момент нарушения. Согласитесь, что при таком подходе соблюдается принцип презумпции невиновности (владелец транспорта не виноват в том, что его поверенный выехал на «встречку» или превысил скорость). У нас же все с точностью до наоборот: гаишникам, рассылающим протоколы с фотографиями нарушений, глубоко плевать на то, кто управлял машиной, — пусть за все отвечает собственник автомобиля; а если он считает, что ни в чем не виноват, пусть потрудится доказать, что это действительно так.
Бред в наивысшей его форме.
С какого перепуга за нарушение должен отвечать собственник, а не сам нарушитель? Все равно что привлекать к уголовной ответственности директора трикотажной фабрики за то, что какой-нибудь вор, отправившись на дело, надел перчатки и шапочку, выпускаемые этой фабрикой.
И почему именно собственник машины должен доказывать, что он не верблюд? Разве убийца, пойманный на месте преступления, доказывает свою невиновность? Доказать его вину — прямая обязанность милицейских и прокурорских следователей.
Здравого смысла в новом законе, который, увы, стал реальностью, маловато. Современная техника позволяет делать фотоснимки нарушений ПДД, где в мельчайших подробностях можно разглядеть прыщи и шрамы сидящего за рулем человека. В таком случае почему законодатели не захотели штрафовать именно тех, чья мордашка оказалась в фокусе камеры ГИБДД? Видать, побоялись, что наши шоферы введут моду на управление автомобилем в парандже.
Впрочем, надо полагать, российские автомобилисты найдут выход и из этой ситуации. Схема примитивна: собственником автомобиля делается бабуля, у которой отродясь не имелось водительских «прав». Старушка выписывает рукописную доверенность, а кому — через неделю уже и не вспомнит (то ли сыну, то ли внуку, то ли зятю — вот склероз проклятый; а может, сразу всем троим). Когда же придет фотография с квитком на оплату штрафа или повестка с требованием явиться в ГАИ и сдать на полгода «права», бабушка влегкую отмажет свою родню от всех дорожных прегрешений (ну в самом деле, ведь невозможно лишить пенсионерку того, чего у нее нет, — водительских «прав» или денег).
&
В Финляндии несколько лет назад случилась довольно забавная переписка между нарушителем и дорожной полицией.
Когда автомобилист получил фотографию своего нарушения и квитанцию на оплату штрафа, то не придумал ничего умнее, как послать в ответ полиции фотографию денег. Люди в форме оценили шутку и отправили нарушителю еще одно письмецо с вложенным в него фотоснимком наручников. Стоит ли говорить, что шутник тут же оплатил штраф…
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Делегация УГИБДД Московской области не так давно побывала для обмена опытом в Германии. Наши гаишники в течение нескольких дней изучали, как бюргеры работают с фотофиксаторами нарушений. Оказалось, работа у тамошней дорожной полиции не сахар. Там до сих пор нарушителей снимают на… пленку! И ежедневный труд полицаев состоит из того, что они заряжают бобинами аппаратуру, затем вытаскивают отснятый материал, проявляют его, печатают фотографии, потом по номеру авто выясняют его владельца и поднимают на него картотеку. Если физиономия нарушителя совпала с физиономией личности из картотеки, то формируется квитанция на оплату штрафа, прикрепляются копии обеих фотографий и конверт отправляют нарушителю.
Какие виды нарушений интересуют полицейские камеры? Красный свет, скорость и дистанция. «А где же «встречка?» — спросите вы. Дело в том, что в Германии не выезжают на полосы встречного движения. Но не оттого, что там все такие, понимаешь, дисциплинированные, а потому, что везде стоят ограждения, разделяющие транспортные потоки. Именно поэтому выехать на «встречку» там практически невозможно.
В Баварии, где побывали сотрудники УГИБДД МО, установлено 30 стационарных комплексов по фотофиксации нарушений ПДД и еще около сотни передвижных камер. По всем канонам охоты немецкие стражи правопорядка прибегают к маскировке, устанавливая аппаратуру на автомобилях без полицейской символики, да и сами при этом облачаются в гражданские одежды.
И немного сухих цифр. Население Баварии составляет 12 миллионов человек, у 11 миллионов из которых имеется автомобиль. При этом каждый третий баварец хотя бы раз в год получает от полиции «письмо счастья».