1006

Генералы настроены по-боевому

Только жесткие меры к нарушителям ПДД приведут к снижению аварийности
Очередная, 72-я годовщина образования ОРУД—ГАИ—ГИБДД (3 июля) в этом году фактически совпала с завершением весьма неприятного для водительской братии процесса. С 1 июля вступили в силу последние поправки в КоАП РФ, значительно усложняющие и без того непростую автомобильную жизнь страны. Насколько — Александр Ростарчук и Дмитрий Зленко узнали у юбиляров: начальника УГИБДД Москвы генерал-майора милиции Сергея КАЗАНЦЕВА и начальника УГИБДД ГУВД Московской области генерал-майора милиции Сергея СЕРГЕЕВА.
Поделиться

Очередная, 72-я годовщина образования ОРУД—ГАИ—ГИБДД (3 июля) в этом году фактически совпала с завершением весьма неприятного для водительской братии процесса. С 1 июля вступили в силу последние поправки в КоАП РФ, значительно усложняющие и без того непростую автомобильную жизнь страны. Насколько — Александр Ростарчук и Дмитрий Зленко узнали у юбиляров: начальника УГИБДД Москвы генерал-майора милиции Сергея КАЗАНЦЕВА и начальника УГИБДД ГУВД Московской области генерал-майора милиции Сергея СЕРГЕЕВА.

Три глаза столичной ГАИ

— Сергей Александрович, Москва в числе первых регионов, где заработала система видеофиксации нарушений в автоматическом режиме. Много ли нарушений ежедневно фиксируют камеры?

— Аппаратно-программный комплекс по фотофиксации нарушений в тестовом режиме работал не один месяц. Когда были установлены и подключены к компьютеру камеры, мы даже слегка растерялись, дескать, откуда взять столько бумаги, чтобы распечатывать такое количество протоколов с фотодоказательствами. Принтер работал, практически не переставая. Сейчас нарушений стало меньше. По всей видимости, водители уже осознали, что со штрафной квитанцией и фотографией нарушения “на месте не договориться”. Как мы видим, нарушители боятся не только высоких штрафов, но и принципа неотвратимости наказания.

— Говорят, на всю Москву приходится лишь три камеры по видеофиксации нарушений ПДД. Не маловато ли на такой огромный мегаполис?

— На самом деле камер семь. Они установлены в трех местах: в районах Сущевского Вала, Рижской эстакады и Каретного Ряда. В самом ближайшем будущем число таких комплексов увеличится в несколько раз — это заложено в федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения”. Но ГИБДД не ставит задачу напичкать весь город комплексами фотофиксации нарушений. Достаточно установить камеры в очагах аварийности. Этого будет достаточно, чтобы потенциальные нарушители почувствовали за собой слежку беспристрастного “электронного глаза”.

— На МКАДе, как мы знаем, в свое время были установлены приборы контроля скорости (ПКС). Автомобилисты быстро вычислили места их расположения и, приближаясь к ним, загодя убирают ногу с педали газа. Таким образом, ПКС уже давно превратились в груду бесполезного железа. Не ждет ли такая же участь и современные фотофиксаторы?

— Как я уже неоднократно говорил, ГИБДД не ставит перед собой задачу составить как можно больше протоколов. Наша основная цель — сделать пребывание людей на дороге безопасным. Допустим, на аварийноопасном участке установлен комплекс фотофиксации нарушений. Если шофер знает об этом, то для него эта информация становится сигналом к действию: снизить скорость, уступить дорогу пешеходу, не выезжать на полосу встречного движения, не ехать на запрещающий сигнал светофора. Тем самым аварийноопасный участок дороги превращается в безопасный.

— На улицах столицы установлены тысячи видеокамер ГАИ, с помощью которых отслеживается дорожная обстановка. Могут ли эти видеокамеры со временем стать приборами фотофиксации нарушений?

— Что из себя представляет новая система видеофиксации нарушений ПДД? Несколько камер фиксируют нарушение, затем информация передается на компьютер, он вычисляет по госномерам владельца транспортного средства, после чего генерируется протокол, в котором содержится полная информация о нарушении, владельце автомобиля, и распечатывается на принтере. Видите, как много операций выполняет этот комплекс. Видеокамеры ГИБДД, установленные на улицах Москвы, способны лишь передавать динамическую картинку на экран в режиме онлайн. И не более того.

— Чем больше будет появляться на магистралях города “электронных ящиков”, тем меньше будет надобности в сотрудниках ГИБДД. Это верное утверждение?

— Пока я не готов ответить на этот вопрос. С одной стороны, мы ратуем за то, чтобы минимизировать контакты водителей с сотрудниками ГИБДД. Но вместе с тем как фотокамеры смогут проверять водителей на состояние алкогольного или наркотического опьянения, как они смогут выявлять наркокурьеров, лиц, находящихся в федеральном розыске? Ведь в нашей работе очень часто бывает, что ты останавливаешь человека за превышение скорости, начинаешь проверять документы, и тут выясняется, что у него нет полиса ОСАГО, просрочен техосмотр, а сам он рулит подшофе. А сколько случаев, когда мои сотрудники бросались в погоню за нарушителем скоростного режима, а при поимке оказывалось, что он несколько минут назад угнал автомобиль. Комплекс сможет лишь зафиксировать факт превышения скорости, но он не сможет задержать преступника или вычислить пьяного водителя. Это могут сделать только люди.

— Вам частенько задают вопросы на тему “пробок”, но вы всегда с завидным оптимизмом обещаете, что Москве транспортный паралич не грозит. Однако личные наблюдения говорят об обратном. Видимо, мы все-таки медленно, но верно движемся к транспортному коллапсу…

— Если говорить о проблемах пропускной способности города, то я не оптимист, а реалист. И как реалист я вам ответственно заявляю, что город не встанет. Постоянно ведется реконструкция существующих улиц, строятся новые магистрали и современные транспортные развязки, не прекращается работа по оптимизации движения в Москве. Хотя вынужден согласиться, что иногда по городу проехать действительно сложно. Это закономерно: Москве для нормальной пропускной способности не хватает порядка 400 километров дорог — и это на фоне постоянно растущего автопарка.

— Сегодня, 3 июля, — профессиональный праздник ГИБДД. В этот день вы позволяете своим сотрудникам пропустить на службе рюмочку?

— Ни в коем случае! Если инспектор при исполнении будет замечен в легком подпитии, его ждет моментальное увольнение. Да, у нас сегодня профессиональный праздник, но он для нас такой же обычный рабочий день. Обязанности по профилактике аварийности, по оформлению ДТП, по регистрации транспорта с нас никто не снимал. И если кто-то из сотрудников ГИБДД хочет отметить 3 июля горячительными напитками — я не против. Но только пусть это происходит в нерабочее время.

Дурилки для подмосковных трасс

— Сергей Алексеевич, когда ваши коллеги и вы в том числе говорите о приборах фото- видеофиксации нарушений, которые в автоматическом режиме распечатывают протоколы на нарушителей, вы произносите фразу, типа, теперь и у нас будет как в Европе. Но в отличие от “Старого Света” у нас и дороги отвратительные, во многом влияющие и на аварийность, и на поведение водителей, да и менталитет стражей дорожного порядка оставляет желать лучшего...

— Согласен. И именно поэтому уверен, что сегодня порядок на российских трассах можно навести только с помощью жестких законов. Ведь объективно ни современных магистралей нам в одночасье не построить, ни мозги всем участникам дорожного движения (и сотрудникам ГАИ, и простым водителям) не вправить.

А ужесточение КоАП РФ в автомобильной его части уже дало потрясающий эффект. Впрочем, судите сами. За пять месяцев только этого года в Московской области в ДТП погибло на 28% людей меньше, чем за тот же период прошлого года. На 20% уменьшилось число раненных в авариях. Это ли не доказательство совершенно обоснованного повышения штрафов, безальтернативного увеличения сроков лишения прав за те или иные правонарушения, внедрения в практику административных арестов?

— Но если идти этим путем, то тогда вообще стоит перевести нарушения ПДД из разряда административных в разряд уголовных? И дороги строить не надо будет, если каждый будет знать, что за, скажем, превышение скоростного режима на 20 км/ч светит, к примеру, год в колонии общего режима?

— Если обладающие правом законодательной инициативы структуры выступят с подобным предложением, я как человек, ежедневно сталкивающийся со страшными дорожными трагедиями, в которых из-за распущенных мерзавцев и негодяев гибнут ни в чем не повинные люди, его скорее всего поддержу. Однако не надо, как говорится, рубить сплеча. За каждое преступление, каждое правонарушение должно быть предусмотрено адекватное наказание — это азы юриспруденции. К тому же далеко не исчерпаны и административные меры воздействия на нарушителей дорожного закона. Хотя, если честно, за ряд нарушений уже сейчас можно было бы сажать в тюрьму, и надолго: пьянка за рулем, оставление места ДТП с пострадавшими, нарушение правил проезда пешеходных переходов и ряд других... Но, повторюсь, решать такие вопросы не в компетенции ГИБДД. Сейчас я лишь высказал свою гражданскую позицию.

— А что вы имеете в виду, говоря, что ресурсы административного законодательства в борьбе с аварийностью далеко не исчерпаны? Новацию с фиксирующими водительские вольности приборами  фото-, видеофиксации? Приборами, внедрение которых, по мнению многих правозащитников, привело к попранию одного из важнейших принципов демократии — презумпции невиновности?

— Бросьте эту демагогию. В демократичной Европе подобные приборы норма — и никто не видит в них угрозы правам граждан. Если для тамошней полиции нарушение не очевидно или ее сотрудники сомневаются, что за рулем автомобиля нарушителя находились именно вы, вам предоставляется право доказать это. И у нас в принципе то же самое. Да, процедура, может быть, еще до конца и не отработана, но ведь и фотокамеры не появятся на каждом километре буквально завтра. Это работа длительная, поэтапная, в процессе которой мы и придем к оптимальному решению возникающих сегодня вопросов. Скажем, в Подмосковье поначалу будет работать 1—2 стационарных комплекса фото-, видеонаблюдения и несколько передвижных. И лишь через несколько лет мы планируем довести их число (включая муляжи) до 500 штук.

— Муляжи или, говоря проще, дурилки?

— Да, муляжи. А что тут странного? Главное ведь — добиться не гигантской цифры наказанных водителей, а предотвратить возможные с их стороны нарушения. Поэтому от фото-, видеотехники, установленной на трассах, мы ожидаем в первую очередь профилактического эффекта.

— А пока под разбор будут попадать ни в чем не повинные люди, продавшие, скажем, свои машины по доверенности. Но ведь “письма счастья” от ГАИ будут приходить именно им, как собственникам транспортного средства, которым управлял реальный нарушитель. И ведь многие из таких людей не смогут доказать, что давно реализовали своего “железного коня”?

— Что ж, институт доверенностей в нашей стране развит, пожалуй, как нигде больше. Однако хочу заметить, что в связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ, связанными с уплатой транспортного налога, сейчас идет активный процесс разрыва доверительных отношений фактических собственников машин с реальными. И сама схема так называемой купли-продажи по доверенности практически сходит на нет. Я думаю, что в течение полутора-двух лет о доверенностях на право управления в том смысле, в котором мы сейчас говорим, можно будет забыть. К этому времени как раз и заработает в полную силу система  фото-, видеофиксации. А уж если после этого вы выпишете доверенность другу, родственнику, коллеге, чтобы он просто раз-другой поездил на вашей машине, то будьте любезны нести за доверенное лицо ответственность. И если не уверены в нем — не рискуйте ни автомобилем, ни деньгами, с которыми можете расстаться, заплатив штраф.

— Ну, можно сказать, почти убедили. Хотя, как говорится, гладко было на бумаге... А как вы относитесь к норме, позволяющей с 1 июля быть водителю немножечко подшофе? Она тоже способствует нормализации автомобильной жизни страны?

— Это глубокое заблуждение, в которое, кстати говоря, вводит народ и пишущая братия. Пьяным за рулем запрещено ездить по-прежнему. Другое дело, что до последнего времени закон не учитывал естественный алкогольный фон человека, его усталость от долгого нахождения за рулем и так далее, считая, что трезвым может считаться человек с нулем промилле в организме. Сегодня эта величина поднята до 0,3 промилле. Что, я уверен, снимет и ряд острых вопросов в общении нашего сотрудника с водителем. Например, легкое амбре “после вчерашнего” больше не станет основанием для задержания. К тому же теперь инспектор станет определять состояние “подозреваемого” с помощью самой современной техники. Новейшие алкотестеры, которые сейчас поступают в наши подразделения, не только с высочайшей точностью определяют степень опьянения, но и на месте дают официальную распечатку проведенного теста. Вмешаться в работу аппарата невозможно. И вряд ли инспектор будет настаивать на поездке к наркологам или вымогать взятку, если алкотестер засвидетельствует кристальную чистоту водителя перед законом. Так что и введение допустимой нормы содержания алкоголя в 0,3 промилле, и обязательное использование определенной модели алкотестера — дополнительная защита от произвола иных недобросовестных стражей дорожного порядка.

...Сегодня у ГАИ праздник. И не только по назначенной дате. В стране впервые за много лет идет снижение аварийности, и это несмотря на рост автопарка и по-прежнему неважное состояние дорог. Да, в первую очередь благодаря ужесточившимся законам. Но я не понимаю тех, кто называет идущий процесс “тридцать седьмым годом на дорогах” и “драконовскими методами”. Почему, скажите мне, мы должны заботиться о нарушителях, фактически потакать им, понижая ответственность за их противоправные поступки? И почему государство не имеет права жестко защищать добропорядочных граждан от дорожного хулиганья? Законопослушному же гражданину, уверяю вас, ни больших штрафов, ни фотокамер на дорогах, ни алкотестеров бояться нечего.