2319

Размер имеет значение

Гаишники лишают водителей прав за слишком длинную “колбасу”
Водители большегрузного транспорта всегда были для гаишников одним из главных источников безбедного существования. Превышение габаритных размеров или массы, отсутствие спецпропуска, подозрительная накладная — все эти грехи прописаны в гаишном прейскуранте.
Поделиться

Водители большегрузного транспорта всегда были для гаишников одним из главных источников безбедного существования. Превышение габаритных размеров или массы, отсутствие спецпропуска, подозрительная накладная — все эти грехи прописаны в гаишном прейскуранте. Но порой желание инспекторов срубить с водилы монетку-другую превосходит все разумные и неразумные пределы...

Как и с любой другой техникой, с грузовиками тоже случаются несчастья: они ломаются, попадают в дорожно-транспортные происшествия... Но если легковушку до места ремонта можно дотащить на “галстуке” (кто не знает — просторечное название буксировочного троса) другой легковушкой, то с многотонной махиной этот фокус не пройдет. Здесь потребуется специальный эвакуатор. Не будем вдаваться в технические подробности, просто скажем, что сломавшуюся фуру цепляют к “буксиру”, и этот автопоезд следует к пункту назначения.

Каждый эвакуаторщик грузовиков, выходя на работу, молится о том, чтобы на его пути не оказалось гаишников, ибо такая встреча сулит неприятности в буквальном смысле на пустом месте. Дело в том, что по российским законам максимально разрешенная длина автопоезда может составлять 20 метров. Если прицеп вместе с тягачом превышает допустимые нормы, необходимо оформлять специальное разрешение на перевозку негабаритного груза. На получение такой бумаги обычно требуется не меньше месяца. Какое отношение вся эта лирика имеет к нашей теме, спросите вы? Самое прямое. Представьте, что сломался рефрижератор или контейнеровоз (их длина аккурат 20 метров). Цепляем этот автопоезд к эвакуатору и получаем “колбасу” длиной аж в 28—29 метров. Выходит, не габарит?

Открываем КоАП РФ и видим, что водителю, управляющему негабаритным длинномером без специального разрешения, светит ни много ни мало лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев или в лучшем случае штраф в 2000—2500 рублей. Замечательный повод для любого служивого с большой дороги кинуться, аки ястреб законности, на вопиющее нарушение и... А там — как договоримся, командир!

Но весь юмор заключается в том, что водитель эвакуатора ровным счетом ничего не нарушил, взяв к себе на “хвост” 20-метровую фуру! Еще в июне 2002 года тогдашний замначальника ГУ ГИБДД России генерал Александр Якимов в своем письме №13/ц-2955 растолковал: “Пункт 20.4 ПДД не ограничивает длину состава транспортных средств при буксировке. В связи с этим буксировка автопоезда общей длиной более 20 метров правилами не запрещается и требования сотрудников ГИБДД о наличии у водителя буксира специального разрешения неправомерны”. Эту бумагу генерал Якимов написал в ответ на многочисленные жалобы водителей большегрузных эвакуаторов. Прошло шесть лет, а до рядовых гаишников слово зама главного постового страны почему-то так до сих пор не дошло. Проблемы с восприятием? Так на милицейских медкомиссиях профнепригодных по здоровью вроде как отсеивают. Или нет? Чем же еще, как не проблемами с гаишным здоровьем, можно объяснить тот факт, что всякий раз, когда эвакуаторщик показывает копию генеральского письма, со стороны инспекторов следует непристойное предложение использовать енту бумаженцию в туалете.

И даже в суде далеко не каждому водителю эвакуатора удавалось выиграть битву у беспредельщиков в погонах. Водитель эвакуатора В.А.Миронов в октябре 2005 года за буксировку 20-метровой фуры по решению мировой судьи Красногорского района Подмосковья И.В.Овчинниковой был привлечен к административной ответственности по всей строгости закона. И только рассмотрение дела в вышестоящем суде восстановило справедливость: служитель Фемиды А.В.Антонов, вчитавшись в ПДД и вникнув в письмо генерала Якимова, вынес вердикт — водитель эвакуатора ни в чем не виноват.

Но придорожным милиционерам на судебные решения, как и на генеральские распоряжения, плевать с высокой крыши поста ДПС. Они продолжают строчить протоколы на водителей эвакуаторов якобы за перевозку негабаритных грузов. “Да, знаем, что не правы, — открытым текстом вещают водителям гайцы, — но тебе же проще заплатить мне сейчас, чтобы отпустили без оформления протокола и изъятия прав, чем потом обивать пороги судов в поисках справедливости... В общем, думай, старичок, думай...”

И, как показывает практика, гаишники слов на ветер не бросают. 11 октября 2007 года служивым от ДПС Московской области старлеем Р.Ю.Яковенко был составлен протокол об административном правонарушении на водителя эвакуатора А.В.Афанасьева, который буксировал сломанный тягач с полуприцепом. Гаишнику было предъявлено и письмо гаишного босса, и несколько решений судов по аналогичным делам, но все впустую. Четыре месяца водитель Афанасьев ходил по судам, доказывая, что инспектор Яковенко необоснованно составил протокол. 14 февраля мировой судья Люберецкого района столичного пригорода В.Д.Шакин признал, что правда на стороне водителя, и вернул бедолаге права. А гаишник, по вине которого водитель прошел через все круги бюрократического ада, наверняка продолжает стряпать аналогичные протоколы, не сомневаясь, что через несколько месяцев их обжалуют в суде. Но ему-то что?

И что характерно: подобные издевательства над водителями продолжаются по сей день, причем во всех уголках страны. Гаишники чувствуют и свою силу и, главное, абсолютную безнаказанность. Это водители тратят нервы и деньги на адвокатов, отстаивая свои права в суде. А инспектора за свой беспредел, увы, не получат даже слабенького подзатыльника от руководства.

А жаль...

КСТАТИ

Далеко не все тяжеловесы можно буксировать привычным способом (прицепил и поехал). Большинство современных тягачей и самосвалов настолько сложно устроены, что для их безопасной буксировки нужно вывешивать ведущую ось. А это рождает новые проблемы.

Проблема первая: поскольку максимально разрешенная высота транспортного средства составляет 4 метра, то эвакуатор, приподнявший сломавшийся грузовик хотя бы на 10 сантиметров, автоматически становится “негабаритом”!

Проблема вторая: из-за того что эвакуатором подвешена одна из осей буксируемого грузовика, нагрузка на заднюю ось самого эвакуатора возрастает в несколько раз и выходит за пределы допустимых норм.

Законодательство на этот счет никаких разъяснений не дает, а значит, претензии гаишников к водителям эвакуаторов (за перевес по осям и за “негабарит” по высоте) вполне обоснованны. Таким образом, из-за прорех в законодательстве эвакуация большегрузной техники в России вообще вне закона! Вот и спрашивается: как быть? Ответ очевиден: платить гаишникам мзду.

СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ


Водитель грузового эвакуатора вспоминает, как в его фирму позвонили гаишники, обслуживающие МКАД, и попросили о помощи: нужно было убрать с дороги перегородившую четыре полосы аварийную фуру. Длинномер прицепили к эвакуатору и повезли в Щелковский район на автобазу. Едва автопоезд покинул МКАД, вырулив на Щелковское шоссе, как тут же был остановлен областной ГИБДД за перевозку негабаритного груза. “Ребят, ваши московские коллеги вызвали меня, чтобы убрать фуру”, — говорил водитель. “Это ваши проблемы и проблемы ГИБДД Москвы”, — отрезали инспектора и, поскольку водила на “финансовый контакт” идти явно не собирался, принялись составлять протокол. Естественно, по решению суда гаишная бумага была аннулирована.