В телерепортажах из Южной Осетии несколько раз мелькнули невиданные на просторах СНГ легкие бронеавтомобили грузинской армии. Сначала они уверенно куда-то ехали в колонне по одному, а потом нам показали один из них, взорванный и лежащий кверху колесами. Судя по всему, это был турецкий Otokar Akrep.
Производство машины началось в 1994 году. По классификации она относится к категории патрульно-разведывательной, базируется на шасси Land Rover Defender 110. Сварной трехместный бронекорпус (противопульная и противоосколочная защита) с лобовым пуленепробиваемым стеклом. В базовой комплектации автомобиль снабжен радиостанцией, кондиционером, полная масса 3,6 тонны, запас хода с дизельным двигателем — 1000 км, максимальная скорость — 125 км/ч. Вооружение — либо пулемет на турели, либо пулеметная башня с дистанционным управлением.
Если грузинская армия закупила подобные машины и использовала их в войне против Южной Осетии, значит, она подразумевала карательные расправы над мирным населением. Дело в том, что подобная техника не применяется в настоящей войне. Она нужна для полицейских расправ. То есть в качестве патрульной машины, экипаж которой расстреливает из крупнокалиберного пулемета всех, кого увидел в прицеле, она годится. Ездить на ней в разведку уже сложно. Если не считать разведкой поездку в штаб на доклад с попутной задачей узнать, когда будет зарплата или как скоро грянет повышение в звании. Подбить легкобронированную машину можно из гранатомета, а обезвредить — достаточно ручной гранаты или гранаты из подствольника. То есть для борьбы с таким изделием достаточно одного нормально вооруженного солдата или патриотичного ополченца.
В кадрах, показанных по телевизору, было видно, что по бегущему безоружному человеку сначала открыл огонь грузинский солдат, а потом вперед выдвинулся бронеавтомобиль и начал стрелять по углу дома, за которым скрылся бежавший. Следующий кадр — машина лежит на крыше, правое переднее колесо оторвано взрывом.
Западная военная доктрина считает вполне разумным применение колесной техники. Американцы упиваются успехами своего HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), известного миру под торговым названием Hummer. Учитывая, что свой прыткий вездеход они до сих пор применяли против армий, уступающих по вооружению, снаряжению и оборудованию, сравнение некорректно и заведомо выигрышно. В принципе HMMWV — это современная разновидность тачанки. А она хороша для борьбы с разрозненной и деморализованной пехотой, разведки боем и засад, подразумевающих быстрое сматывание удочек. А вот против нашего БТР-90 (ГАЗ-5923) у HMMWV возникнут большие сложности. В любом случае колесная техника, подобная турецкой и американской, хороша для наведения порядка на уже захваченных территориях, то есть для задач, стоящих перед военной полицией. И если грузинская армия поехала в Южную Осетию на колесных легкобронированных машинах, значит, она ехала не воевать, а зачищать.