Советские люди воспитывались в борьбе, преодолении и решимости. И хотя эксперимент по созданию нового человека не удался, с тех пор все равно осталась привычка ко многому относиться решительно, с муками преодоления, переходящими в борьбу со здравым смыслом. Одна из постоянных тем для такого поведения — автоматическая коробка передач.
Наш человек знает, что настоящий мужик ездит только на «механике», не позволяет машине за него решать, как и когда сжечь сцепление. «Механика» надежна. Если что, он сам ее и починит. А вот «автомат» — это для пижонов. С ним машина расходует больше бензина, он ненадежен, работает неадекватно и только все портит.
Поэтому люди, в здравом уме и трезвом рассудке покупающие поделки отечественного автопрома, с агрессией психической направленности старательно рассказывают о достоинствах своего приобретения с непременным упоминанием ручной коробки как важного атрибута повседневного мужества.
А в это время нормальные люди в нашей стране спокойно пересаживаются на автомобили с автоматической коробкой передач. Причем они знают, что Америка вообще на «механике» не ездит, что автоматическую трансмиссию довели до совершенства еще в прошлом веке, сцепление она не жжет (из-за его отсутствия), работает отлично, перерасходом топлива не страдает и, к счастью, нормально применяется на всех типах автомобилей, включая внедорожники и грузовики. При этом существуют такие автомобили, на которых механическая коробка передач не предусмотрена в принципе.
Но такое уверенное отношение к «автомату», да еще возникшее у бывших советских людей, выглядит подозрительно. Что-то уж слишком охотно народ согласился на вещичку для пижонов, отказавшись от КП для настоящего мужика. Почему-то не прослеживается необходимый и привычный антагонизм, подтолкнувший к переходу на АКП. Но он есть. И называется «вариатор». Ведь именно с его появлением вечно враждующая пара «автомат»—«механика» получила третьего участника. И он выгодно добавил аргументов именно «автомату». И теперь народ с умным видом рассуждает: «Возьму себе надежный «автомат», а не какой-то там вариатор». Всеми теми аргументами, которыми принято объяснять приверженность к механической коробке, теперь объясняют преимущества АКП, и наоборот: за что раньше «автомат» ругали, теперь за то же самое ругают вариатор. И хотя здравым смыслом здесь и не пахнет, правильный выбор народ все равно сделал, перестав недолюбливать очень совершенный и полезный агрегат на волне отторжения какого-то там вариатора.
Кстати, еще одним помощником в споре выступил так называемый робот. Это обычная механическая коробка, но за переключение передач в ней отвечают три электромотора, якобы выжимающие сцепление. В итоге у водителя педали всего две, как и на машине с автоматом, но вся конструкция проще и дешевле. Она и появилась как альтернатива более дорогому «автомату». Но работает роботизированная коробка ровно настолько плохо, чтобы после нее радостно и безоговорочно полюбить автоматическую коробку. Хотя в мировой автомобильной промышленности уже отмечено два удачных примера, когда роботизированная коробка передач работает нормально: на Mazerati и на Ferrari. Из чего следует, что довести идею до ума можно только при огромных затратах и как способ сэкономить она неприемлема.
Ну а «механику» нынче берут либо в силу стереотипа и привычки жить плохо, либо из пижонства. Хотя ведь до сих пор выпускаются автомобили, для которых предусмотрена только «механика» (Dodge Viper SRT10, Chevrolet Lanos, Nissan Almera Classic).