Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) подвел итоги продаж по итогам августа, и результат заставил торговцев машинами содрогнуться.
То есть про свои успехи каждый знал сам и догадывался, что у других они не лучше. Но одно дело строить догадки, и совсем другое — когда вот они, сухие цифры статистики. В общем-то еще пока не катастрофа: машины наше население продолжает покупать и продажи все так же растут. Вот только темп роста этих продаж в августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился всего на 23%. Тогда как, если сравнивать июнь 2007 года и июнь 2008 года, рост продаж составил 40%. Эта цифра вполне укладывается в границы среднего результата: рост продаж за первые 8 месяцев этого года по сравнению с годом прошедшим составил 43%. А вот августовский результат говорит нам, что динамика роста продаж упала в два раза. Такого низкого показателя отечественный авторынок не помнит уже много лет.
Хуже того — почти четверть производителей не смогли дотянуть даже до прошлогодних показателей! Падение объемов (даже не темпов роста!) продаж затронуло даже такого фаворита 2008 года, как Chevrolet: лидер рынка потерял 5% в августе. Кроме того, на 7% упали продажи Renault, на 8% — Kia, на 18% — у авторитетной марки Mercedes-Benz, еще больше — на 19% — у Mitsubishi, ну и хуже всего шли дела у Volvo, чьи продажи упали на 48%.
Снижение продаж ударило больше всего по массовым моделям. Падение наблюдалось у Renault Logan, входящего в тройку лидеров (5000 автомобилей за август, падение на 9%). Упали продажи самых массовых моделей Chevrolet: Niva — на 3% (3500) и Lanos — на 52% (2900). Гораздо хуже ситуация у двух из трех (кроме Qashqai) массовых моделей Nissan: Almera — на 31% (1400) и X-Trail — на 10% (2200). Кроме того, упали продажи Kia Spectra — на 16% (2500) и узбекской Daewoo Matiz — на 13% (3900).
Эксперты склонны объяснять негативную динамику на отечественном авторынке совокупностью экономических и политических факторов. С одной стороны, на август приходится традиционный сезон отпусков как у производителей, так и у покупателей. С другой — экономическая ситуация в России в августе была не самой благоприятной: курс доллара рос, а фондовые рынки падали. Кроме того, война в Осетии и ее последствия не внушали людям уверенности в завтрашнем дне. В такой ситуации многие потенциальные покупатели могли принять решение отложить покупку машины на некоторое время. О явном кризисе на автомобильном рынке России, вроде того что наблюдается в США и Европе, говорить пока рано, но некоторая паника уже наблюдается.
СПРАВКА "МК"
В сентябре темпы роста автопродаж, как правило, восстанавливаются. Так было до сих пор на быстро растущем российском автомобильном рынке. Но, как говорят сами дилеры, по итогам середины сентября признаков улучшения все еще не видно. Так что, похоже, в августе произошел не локальный, а системный кризис.