Конечно, он прошел полагающиеся стадии эволюции, повторив путь Whillys. Тот тоже начинал со службы в армии, а потом превратился в стильный Wrangler, любимый гражданским населением. И «третий» Hummer по праву считается финалом эволюции со стартовой точкой в виде HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), получившего на «гражданке» имя Hummer и порядковый номер 1.
То есть все правила игры соблюдены, но чтобы стать «иконой» или хотя бы частью «иконостаса», современные правила игры требуют добавить к легенде еще и огромный мотор. Сбор журналистов в Голландии был как раз и вызван появлением такого мотора. Причем для всех прочих это была самая настоящая премьера, а для журналистов из России — продолжение банкета, начатого на Московском международном автомобильном салоне-2008, где и был показан Hummer Н3 V8.
Это лишь на первый взгляд Голландия — слишком маленькая страна для такой большой премьеры. На самом деле она лучше всего подходит для подобного события. Ведь где-нибудь в Москве Hummer Н3 смотрится как обычная машина немного неотесанной формы и вовсе незначительного размера. Рядом с ним в потоке едет слишком много автомобилей по размеру в несколько раз больше. И именно поэтому категорически не подходит и сама Америка. Там на фоне пикапов F-150 для домохозяек Н3 смотрелся бы малолитражкой. А в Голландии машина выглядит авианосцем среди джонок. Небольшая страна еле вместила тест-парк из 12 машин. Если бы организаторы добавили еще парочку, Голландия бы закончилась, ездить пришлось бы по водным гладям, а в местной прессе начались бы обсуждения американской политики уничтожения сельхозугодий и традиционных промыслов Европы.
Для теста организаторы использовали «страшное» голландское бездорожье, которое по нашим меркам правильней всего называть образцово-показательным картофельным полем. Но ездили не по грядкам, а по периметру, то есть по аккуратному проселку. Мягкая подвеска, легковой комфорт, привычные по люксовым седанам удобства и широкий спектр опций. Несмотря на заднюю рессорную подвеску, ехать что вдоль борозды, что поперек — сплошное удовольствие. «Авианосец» лишь отзывался легким покачиванием.
В салоне — красота и простор. Много кожи и много места. Кресло можно подогнать под самую нестандартную фигуру множеством различных кнопок и рычажков. Руль тоже регулируется в больших пределах. Рычаг пятиступенчатого «автомата» расположен на широкой консоли между сиденьями. На центральной панели расположилось небольшое количество кнопок. Некоторые из них отвечают за режимы трансмиссии. Разобраться в них на удивление легко. Все пиктограммы весьма доходчивы. А вот подрулевой переключатель перегружен разными функциями.
И на правом сиденье очень просторно. Места для ног хватает людям любого роста. На задних диванах даже втроем будет не тесно, а вдвоем пассажиры разместятся по-королевски. А еще останется внушительных размеров багажник за широко распахивающейся пятой дверью. Правда, трудно представить себе хозяина такого автомобиля, запихивающего в него холодильник.
Очень удобный руль, гидроусилитель которого обладает минимальным реактивным действием во всем диапазоне. Кстати, это, как ни странно, понравилось. В машине с подобным уровнем комфорта «ватный» руль воспринимается как должное. Отличная обзорность обеспечивается высокой посадкой, огромным прямым лобовым стеклом и большими зеркалами.
Ну а самое главное в этой машине — настоящий американский V8 5,3 л 305 л.с. С ним Н3 становится тем, чем он и должен быть, — мощным внедорожником, способным жить в большом городе и говорящим о достатке хозяина выразительным шильдиком V8 на задней двери.
Этот двигатель обеспечивает весьма приличную динамику, что позволяет не слишком часто оглядываться назад и по сторонам. Хотя и кажется, что передачи переключаются достаточно долго, с другой стороны, это добавляет плавности при разгоне. Затормозить тоже можно очень плавно. Мягкая информативная педаль позволяет точно дозировать замедление без срабатывания ABS даже на гравийной дорожке.
В общем, получилось так, как и задумывали инженеры, — максимально по-американски. Водитель сидит развалясь, расслабленные руки на руле, плавное покачивание, негромкая приятная музыка и остатки летней жары за бортом. Оазис комфорта!
Всемирная история «хаммеростроения» начинается с 1977 года, когда был объявлен конкурс на замещение вакантной должности «многоцелевого высокомобильного колесного транспортного средства» для американской армии.
Министерство обороны США всегда охотно использовало иностранные достижения и подобные конкурсы объявляло всемирными. Первым на призыв ответила итальянская «Lamborghini», представившая заднемоторный автомобиль Cheetah. Но конкурс выиграла американская фирма «AM General» со своим аппаратом HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Машина пошла в серию и надолго стала источником беспокойства для нашей разведки, пытавшейся добыть хотя бы один экземпляр для изучения. После войны в Персидском заливе 1991 года, когда американская пропаганда превозносила успехи своей армии, этот HMMWV прошел по всем телеканалам и сразу стал весьма заметен и узнаваем.
Фирма «AM General», будучи структурным подразделением GM, тут же сделала маркетинговые выводы и выпустила конверсионную версию для широкой продажи под именем Hummer.
Интересно, что сегодня известно пять автомобилей, в той или иной степени сопоставимых с Hummer и являющихся его идеологическими аналогами. Первый — Lamborghini LM002. Проиграв конкурс, итальянцы решили все же не разоряться, а заработать и, всерьез переосмыслив конструкцию, пустили в серию самый быстрый в мире вездеход. Затем идею подхватили японцы и сделали свою Toyota MegaCruiser (полноуправляемую). Китайцы тоже не остались в стороне, но пошли более знакомой дорогой копирования и получили сразу два автомобиля — Dongfeng Motors Eastwind EQ2050 и SAC SFQ2040. Последними за тему взялись мы, создав с большой оглядкой на Hummer свой ГАЗ-2330 под весьма опрометчивым названием «Тигр».