Ежедневно с улиц Москвы похищается около 30 автомобилей. Воруют все: и видавшие виды «Жигули» и «Москвичи», и самые современные иномарки. Можно ли защитить свой автомобиль от криминальных элементов, нужно ли менять законодательство, чтобы сократить девятый вал автоворовства, оберегает ли страховой полис КАСКО машину от преступных посягательств?.. Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с угонами автомобилей, искали участники круглого стола, состоявшегося в конце сентября в пресс-центре «МК». Как выяснилось в ходе дискуссии, борьба с автоворовством не так уж и безнадежна...
Увы, ситуация с угонами автомобилей в столичном регионе остается напряженной. Это подтвердил и заместитель начальника 7-го отдела УУР ГУВД Москвы, который занимается раскрытием преступлений, связанных с хищениями транспорта, Алексей Шабола. По его словам, только за восемь месяцев этого года в Первопрестольной своих хозяев лишились 6648 автомобилей. Впрочем, если сравнить эти данные с аналогичным периодом прошлого года, то можно говорить о снижении данного вида преступлений примерно на 450 случаев.
— Снижение количества автокраж в абсолютных показателях незначительное, но мы гордимся и этими цифрами, — говорит Алексей Шабола. — Ведь за год автопарк столицы вырос без малого на миллион машин, а количество угонов при этом не только не увеличилось, а даже снизилось. И это — результат усердной работы сотрудников ГУВД Москвы. Но добиться более впечатляющих результатов мы пока не можем отчасти из-за несовершенства законодательства, — подытожил Шабола.
Конечно же, это был камень в огород 166-й статьи Уголовного кодекса РФ. Дело в том, что эта норма закона позволяет профессиональным автоворам, по сути, уходить от заслуженного наказания. На суде злодей заявляет, что взял машину лишь для того, чтобы покататься, и совсем не ставил цели нажиться на чужом имуществе. Служители Фемиды этому отчего-то охотно верят и назначают подсудимым даже условные сроки заключения. В результате вор остается на свободе, а значит, продолжение серий угонов следует...
Так почему бы из УК РФ не убрать 166-ю статью вовсе, а всех уличенных в угоне авто не привлекать по 158-й статье Уголовного кодекса? Ведь нет такой статьи в кодексе, как, например, «Угон телевизора». Если вора задержали на выходе из квартиры с «голубым экраном» в руках, светит ему статья «Кража». И баста. А ведь, быть может, он и не собирался продавать похищенный телевизор, а хотел лишь за кружечкой пивка посмотреть футбольный матч!
— Исторически так сложилось, что понятия «угон автомобиля» и «кража автомобиля» в нашем законодательстве оказались разведены, — вступил в дискуссию вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат РФ Леонид Ольшанский. — Что-либо менять уже поздно. Ведь просто убрав 166-ю статью из свода законов, мы получим следующее: человек угнал машину не чтобы ее продать, а чтобы просто покататься. Значит, это не кража (и по 158-й статье УК РФ его не привлечь), это — чистой воды угон (но такой 166-й статьи в УК РФ нет).
Выходит, злоумышленника придется отпустить на все четыре стороны.
«Так, может, стоит в разы ужесточить 166-ю статью УК РФ?» — как бы повис в воздухе вопрос…
Глава Комитета по безопасности Госдумы РФ Владимир Васильев незамедлительно отреагировал:
— На сегодняшний день российские тюрьмы переполнены. Насколько я знаю, сейчас в них содержится более 900 000 человек! И количество арестантов, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Скажем, еще пару лет назад число заключенных было на 150 000 меньше. Теперь представьте, что будет с местами лишения свободы, если мы ужесточим 166-ю статью Уголовного кодекса РФ. Да что там с тюрьмами! Что будет с обществом? Простой пример из жизни.
Не так давно я был в одном из городов Тверской области, и у меня сломалась машина. Что-то с электрикой случилось. Но я так и не смог найти специалиста, который бы починил машину. В какой бы сервис ни обратился, слышал одно и то же: специалиста нет, сидит в тюрьме за угон. И это огромная проблема. Поэтому государству нужно в первую очередь думать не о том, как жестче наказать оступившегося человека, а о том, какие меры необходимо принять, чтобы люди не становились на криминальную дорожку. Я согласен с тем, что 166-ю статью Уголовного кодекса необходимо менять, модернизировать, но я не готов идти по пути ужесточения…
Слова депутата Васильева популистскими не назовешь. Скорее, напротив, они идут вразрез с мнением миллионов автомобилистов страны. Спроси любого шофера: «Что надо делать с угонщиками?» — и каждый не задумываясь ответит: «Расстреливать гадов!» Но вот проблема: процентов на 25–30 автоворовское сообщество имеет детское лицо.
Милиционеры констатируют факт: все чаще за рулем краденых машин оказываются 13–16-летние пацаны. Ну и как юнца упрячешь на 10 лет в казематы? На первый раз можно и простить.
Выходит, что со стороны закона защиты своих интересов автовладельцы не дождутся. Как быть? Адвокат Леонид Ольшанский выход из проблемы угонов в Москве видит в гаражах:
— Мне милиция не даст соврать: в районах, где есть «ракушки» и гаражные кооперативы, процент угонов в разы ниже, чем там, где «ракушки» и гаражи стерты с лица земли правительством Москвы. Те гаражи, что нам предлагают в многоярусных паркингах, не по карману большинству москвичей, поскольку цена таких боксов зачастую превышает стоимость новой иномарки. Отсутствие доступных по цене охраняемых стоянок и гаражей — вот в чем причина высокого уровня угонов в столице…
Но и здесь для автовладельцев ничего утешительного: слабо верится в то, что супердорогую московскую землю власти отдадут под какие-то там дешевые гаражи.
— Мы хотим, чтобы наши клиенты ездили на своих машинах и не подвергались стрессам, — заверил собравшихся генеральный директор «Росгосстрах-Столица» Дмитрий Маслов. — Мы однозначно на стороне клиентов и правоохранительных органов, с которыми готовы обмениваться информацией и содействовать раскрытию преступлений. Но это возлагает ответственность и на самих автовладельцев, которые должны принимать меры предосторожности и понимать важность страхования как способа минимизации потерь…
Замначальника УГИБДД ГУВД Москвы Александр Подольный согласился, что гараж или «ракушка» — не самый плохой способ защиты машины от рук преступников, но вместе с тем напомнил, что похищаются машины не только ночью со дворов жилых домов, но и днем — с парковок магазинов и бизнес-центров.
— Важно не только предотвратить угон, но и быстро среагировать на возникшую проблему. Чем быстрее потерпевший заявит о пропаже машины, тем больше шансов найти авто по горячим следам, — утверждает Подольный. — Как только вы обнаружили, что машину угнали, немедленно звоните в «02». Уже через секунду номер вашего авто попадет в базу данных системы «Поток» (комплекс, считывающий номер автомобиля и сопоставляющий его с базами данных разыскиваемых машин). Важно не дать преступникам возможность покинуть пределы Москвы…
Система «Поток» показывает отличную эффективность в розыске криминального транспорта. Благодаря гаишным камерам и работе инспекторов ежедневно выявляется от 5 до 10 угнанных авто. Но преступники прибегают к различным уловкам и обманывают умные приборы. Поэтому далеко не все краденые машины сотрудники ГИБДД могут «выудить» из потока.
— Страховая компания начинает бороться с угонами еще до того, как машина получает страховку, — говорит заместитель генерального директора «Росгосстрах-Столица» Олег Перелыгин. — Потому что хорошая страховая компания не только консультирует будущего владельца, какую охранную сигнализацию лучше установить, но и — что очень важно — проверяет дилеров на порядочность. И отсутствие у автодилера договоров на страхование продаваемых им автомобилей должно сразу же прозвучать тревожным звоночком в голове будущего автовладельца…
Еще один участник круглого стола, директор по развитию компании «Цезарь-Системс» Семен Фокин, уверен, что только хорошие противоугонные средства защиты автомобиля с возможностью последующего радиопоиска могут заставить автовора отказаться от намеченных планов:
— Между угонщиками и разработчиками «противоугонок» ведется постоянная война: одни непрерывно работают над совершенствованием охранных сигнализаций, другие бьются над тем, как их обезвредить. К сожалению, сигнализацию, которую бы не смогли обезвредить угонщики, еще не придумали. Поэтому важно иметь возможность последующего поиска машины с помощью космических технологий. 95% — такова гарантия возврата машины, если она оснащена системой спутникового радиопоиска…
Но даже несмотря на столь высокую гарантию, риск оказаться в 5% все же имеется, а значит, и это не выход из
ситуации. Признает это и г-н Фокин:
— Самое разумное решение для автовладельца — установить систему спутникового радиопоиска и застраховать автомобиль по рискам «Угон» и «Ущерб» (КАСКО). Даже в случае утраты своего «коня» гражданин получит страховое возмещение, а значит, сможет купить новую машину. Дорогое ли это удовольствие — «противоугонка» вкупе со страховкой? Отнюдь. Многие страховые компании, в том числе «Росгосстрах-Столица», представители которой также участвуют в круглом столе, делают просто огромные скидки по риску «Угон», если на машине установлена система спутникового радиопоиска...
Разумеется, радиопоисковые «жучки» далеко не всем российским автовладельцам по карману, тем более что тратиться нужно не только на установку «охранки», но и на ее ежемесячное обслуживание. Ограничиться покупкой одного лишь полиса КАСКО — гораздо дешевле. И кстати, как ни парадоксально, страховой полис защищает машину от автоворов не хуже «противоугонки»!
— Мы проводили собственное исследование, целью которого было выяснить, какие машины угоняют чаще — застрахованные по КАСКО или нет, — рассказал генеральный директор «Росгосстрах-Столица» Дмитрий Маслов. — Полученные результаты удивили нас самих: как оказалось, застрахованные машины угоняют гораздо реже. С чем это связано? Знаете, нередки случаи, когда к угону авто причастны и работники автосалонов, и служащие ремонтных мастерских, где на автомобиль устанавливалась сигнализация… И как показывает практика, эти «волки в овечьих шкурах» боятся служб безопасности страховых компаний. И это не просто слова. К примеру, служба безопасности «Росгосстрах-Столица» не раз помогала милиции и в задержании конкретных преступников, и в обезвреживании целых преступных групп, занимающихся угонами машин…
Заметим, что все участники круглого стола «Машину угнали! Что дальше?» на главный вопрос «Что же все-таки делать дальше, если автомобиль украли?» ответили однозначно: «Надо было его страховать по КАСКО». Ведь будь машина застрахована, экс-автовладелец гарантированно получил бы страховую компенсацию, потратить которую можно на покупку нового автомобиля. Да и экономически страховать автомобиль по КАСКО крайне целесообразно. Давайте считать: стоимость бокса в многоярусном паркинге составляет примерно 35 000 долларов (почти 900 000 рублей), а страховка от угона и ущерба, скажем, на Mazda3 или Ford Focus обойдется максимум в 50 000 рублей (в зависимости от стажа и возраста страхователя стоимость может быть и значительно ниже). При этом в случае аварии или повреждения машины неизвестными лицами вы за счет страховщика можете отремонтировать автомобиль.
К счастью, эту элементарную арифметику стали понимать и простые российские автомобилисты. И хотя до настоящего бума добровольного страхования еще далеко, количество желающих приобрести полис КАСКО растет год от года.
Добровольное страхование уже становится неотъемлемой частью покупки нового автомобиля, поскольку общество постепенно приходит к пониманию, что не гараж с охраной, не суперсовременная охранная система, а только полис КАСКО является гарантией сохранности потраченных на машину средств.