Вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид ОЛЬШАНСКИЙ
КАРАУЛ, ГРАБЯТ!
Пришел снимать с учета автомобиль. Отдал документы в окошко и стал ждать. Вдруг гаишник подводит ко мне судебного пристава и говорит, что я задолжал казне пару штрафчиков. Короче говоря, представитель правосудия в счет погашения задолженности забрал из моего автомобиля запасное колесо, а у меня изъял мобильный телефон. Сколь правомерны действия судебного исполнителя?
Виктор ПЕРЕВЕРЗА
— Долги у граждан образуются, как правило, двумя путями: по решению суда либо из-за неуплаты штрафов. Но в любом случае при взыскании долга должна соблюдаться процедура. Первый шаг — тот гражданин (или организация), которому должны деньги, обязан обратиться в службу судебных приставов. Второй шаг делает работник этого ведомства: возбуждает исполнительное производство, выносит соответствующее постановление и письменно предлагает должнику добровольно выплатить деньги. Если в течение десяти дней должник не соизволил заплатить по счетам, то пристав вправе совершить третий шаг — изъять деньги принудительно. Подчеркиваю, что именно деньги: найти банковские счета, направить соответствующие бумаги по месту работы (получения пенсии, стипендии). И только в том случае, если «живых» денег не найдено, судебный исполнитель может изъять имущество должника. Если эти простые три шага выполнены в неверной последовательности, речь можно вести о проявлении беспредела со стороны судебных приставов-исполнителей.
ЧЬИ ДЕНЬГИ, ЗИН?
По всей стране на дорогах развешивают камеры видеофиксации нарушений. Интересно, за чей счет «гуляем»?..
Михаил ФЕДОСЕЕВ
— Два года назад в Государственной думе РФ шла острая полемика между сторонниками и противниками изменений в административном законодательстве России. Авторы законопроекта, предусматривавшего в том числе и применение упомянутых в вашем вопросе камер видеонаблюдения, Владимир Плигин, Александр Москалец и Александр Харитонов уверяли прессу, адвокатов, миллионы простых автомобилистов и своих коллег по депутатскому корпусу, что предлагаемые ими новации не потребуют ни копейки из госбюджета.
Что же мы получили в реальности? Во-первых, грубо нарушен важнейший принцип Конституции РФ — презумпция невиновности: штрафные квитанции приходят нередко заведомо невиновному — собственнику машины, а не сидевшему за рулем человеку.
Во-вторых, и камеры слежения, и компьютеры, где обрабатываются фотографии нарушений, и заказные конверты, и зарплата почтальонам, которые должны доставить эти конверты собственникам машин под расписку, финансируются из бюджета. Он может быть федеральным или местным. Но одно очевидно: это наши с вами деньги, то есть деньги налогоплательщиков.
Поэтому я убежден, что эта драконовская и антиконституционная норма должна быть как сорняк вырвана из Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Адвокат Алексей РЕУТ
КОЛЛЕКЦИОНЕР «ЖЕЛЕЗА»
Стал виновником ДТП. Готов добровольно возместить ущерб, но взамен хочу получить запчасти, которые подлежат замене. Ведь, продав их, я смогу частично компенсировать свои траты. Скажите, регулируется ли каким-нибудь законом возврат замененных запасных частей?
Максим ЕГОРЫЧЕВ
— Ни в одном законе прямо не сказано, что поврежденные и подлежащие замене запасные части автомобиля должны быть возвращены виновнику аварии. Правда, есть косвенное упоминание об этом в законах, говорящих о необоснованном обогащении. Это значит, что если есть поврежденная съемная деталь, подлежащая замене, но которую теоретически можно восстановить, то суд по требованию виновника ДТП может обязать пострадавшую сторону вернуть необходимую железяку или пластик. В моей практике неоднократно встречались случаи, когда из-за ерундовой царапины на бампере работники дилерских сервисов настаивали на замене целой детали, а не на ее покраске.
СОБИРАЕМ НА ЛЕЧЕНИЕ
В начале лета прямо возле подъезда мой сынишка попал под колеса авто. Ребенок играл с друзьями во дворе и, по всей видимости, не заметил машину. В итоге — открытый перелом ноги. Чтобы спасти ногу, были проведены две дорогостоящие операции. Скажите, при наличии вины в ДТП моего ребенка можем ли мы рассчитывать на компенсацию затрат, связанных с лечением?
Инга КОСТЕРКОВА
— Безусловно, можете. Дело в том, что водитель автомобиля является владельцем источника повышенной опасности и в соответствии с Гражданским кодексом РФ обязан возместить вред, им причиненный, независимо от степени своей вины в ДТП.
Чтобы реализовать свои права, обратитесь с соответствующим заявлением в страховую компанию, где водитель машины страховал свою гражданскую ответственность. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие понесенные затраты (чеки на лекарства, оплаченные счета за операции и т.п.), и, кроме того, предоставить страховщикам документы, выданные ГИБДД.
Если сумма страховки не покроет понесенных затрат, обратитесь непосредственно к водителю машины. Коли откажется расставаться с деньгами добровольно, обращайтесь с иском в суд. Уверен, что решение Фемиды окажется в вашу пользу.
Кроме того, вы вправе потребовать от шофера и компенсации морального ущерба. Сумму определяете сами. Однако, как показывает судебная практика, большие деньги тут получить невозможно.
Заместитель начальника УГИБДД ГУВД Московской области Николай АРНАУТОВ
ПОРА РАСШИРЯТЬСЯ
На пересечении Пятницкого шоссе и Малого бетонного кольца режим работы светофора таков, что приоритет всегда отдается в пользу кольца, хотя по вечерам основной поток идет именно по Пятницкому шоссе. Закономерный результат — огромные «пробки» на Пятницком. Может быть, пора бы уже перенастроить «электронного регулировщика»?..
Антон ГАБИБУЛИН
— Действительно, приоритет светофор отдает федеральной трассе — то есть «бетонке». Однако в вечерние часы пик, чтобы снять напряжение, светофор переводится на ручное регулирование: инспектор ДПС самостоятельно нажимает на кнопки, отдавая приоритет потоку, едущему по Пятницкому шоссе. Но, к сожалению, полностью ликвидировать заторовую ситуацию не получается: Пятницкое шоссе, как и многие другие трассы в Московской области, исчерпало свой ресурс. Москвичи все чаще предпочитают круглогодично жить на подмосковных дачах, и это обстоятельство очень сильно влияет на трафик. Решить проблему заторов можно только путем реконструкции существующих и строительства новых современных трасс, где нет пересечений дорог в одном уровне.
ГАИ НА МЫЛО?
Бывал во многих странах мира и неизменно удивлялся одному — на дорогах нет полицейских. Однако точно знаю, что ни одно нарушение там не остается безнаказанным, оттого ездить проще и безопаснее, чем у нас... Не считаете ли вы, что российская ГИБДД себя изжила?
Олег ЗВЕРИН
— Дорожная полиция есть во всех цивилизованных странах мира. Ну а то, что ее не видно на дорогах, говорит лишь о том, что там сильно развита система видеоконтроля. Возьмем, к примеру, Германию. В этом государстве фотокамеры, фиксирующие нарушения ПДД, используются аж 30 лет! Что, безусловно, наложило отпечаток и на работу полиции, и на поведение водителей. Если вы часто бываете за границей, то, наверное, обратили внимание, как там пешеходам уступают дорогу. Стоит только «безлошадному» убрать ногу с тротуара и поставить ее на проезжую часть, как автомобили тут же останавливаются в едином порыве. А посмотрите, что происходит у нас: людей сбивают даже на пешеходных переходах! И вы полагаете, что это происходит оттого, что ГИБДД себя изжила? Нет. Слишком часто российские водители стали путать свободу со вседозволенностью. И лишь присутствие инспектора на дороге позволяет не только сдерживать, но и даже сокращать аварийность.