Что мы знаем о скутере? У него два колеса, имеется моторчик, а чтобы ездить на нем, не нужны «права». Эти три особенности «дырчика» и сделали его невероятно популярным транспортом в России.
Наиболее опасные водители мопедов — подростки. Для них не существует никаких правил. Они могут преспокойно лавировать в плотном потоке машин, снося при этом зеркала и царапая дорогие «тачки», ехать по разделительной, игнорировать сигналы светофоров. Про использование шлемов даже не заикаемся. Последствия подобной безалаберной езды — жуткие аварии, в которых ежегодно гибнут до тысячи молодых скутеристов. Единственный способ остановить смертность среди «мотонаездников», по мнению начальника Департамента ОБДД генерала Виктора Кирьянова, ввести «права» на мопеды с объемом двигателя менее 50 «кубиков».
Текст соответствующего постановления правительства, говорят, гаишники уже состряпали. Документ проходит согласование в Министерстве образования, поскольку параллельно с изменением правил для скутеристов необходимо подготовить программу их обучения.
Идейка вроде бы здравая. Обученный, знающий ПДД и имеющий «права» водитель мопеда однозначно будет ездить осторожнее скутериста-неуча. Да и к тому же с дорог можно убрать самых отчаянных «наездников» — тех, кто не достиг 16-летнего возраста (гаишная статистика показывает, что наиболее часто на скутерах бьются дети в возрасте от 11 до 15 лет).
Но есть у затеи с «правами» на мопед и кое-какой побочный эффект, о котором в ГИБДД отлично знают и поэтому очень рассчитывают на претворение в жизнь своей законодательной поправки. Дело в том, что кроме подростков мокики покупают автомобилисты, лишенные «прав». Получается, что шофер, у которого гаишники изъяли «корочку», продолжает быть полноценным участником дорожного движения (за исключением четырех месяцев в году), а значит, отлучение провинившегося от руля проходит для него почти безболезненно. Гаишники себя в каком-то смысле даже дураками чувствуют: забрали у пьяного водителя «права», а он законно продолжает ездить «под мухой» прямо перед их носами.
Однако, введя на «полтинники» водительские «права», придорожные милиционеры получают мощнейший рычаг воздействия на «лишенцев». Вот пример: водитель на легковой машине был уличен в пьянке за рулем, по решению суда его на два года приговорили к пешему образу жизни. Лишение «прав» означает, что в течение всего срока гражданин не может садиться за руль ни автобуса, ни грузовика, ни мотоцикла, ни скутера. Попался верхом на мопеде, будучи лишенным «прав»? Добро пожаловать на 15 суток в казематы, ну или «давай договариваться, командир»...
Думается, что неплохо сумеют заработать и нечистые на руку гаишники в экзаменационных отделениях. Ну кому захочется тратить несколько месяцев на обучение скутерному делу, когда можно занести деньги в нужный кабинет — и категория в «правах» открыта?
Говорить о точных сроках, когда владельцам скутеров придется обзаводиться «правами», сложно, поскольку здесь все зависит не только от воли ГИБДД. Однако генерал Кирьянов выразил надежду, что в 2009 году дело сладится.
Но во всей этой эпопее интересно другое. Россия давным-давно подписала Международную конвенцию о дорожном движении. И в этом документе говорится, что для управления мопедами с объемом двигателя менее 50 см3 водительское удостоверение не требуется. И что же получится? В Италии разъезжать на скутерах можно будет без «прав», а в продвинутой России потребуется «корочка». И как быть бедному итальянцу в России, который возьмет на время турпоездки в прокат 50-кубовый скутер? Наверное, бедолаге придется сдавать экзамены нашим гаишникам...
НАШ ЭКСПЕРТ
Виктор КИРЬЯНОВ, генерал-лейтенант милиции, начальник ДОБДД МВД РФ:
— Допустим, купили 16-летнему ребенку мотоцикл. Отучился он на курсах, получил водительское удостоверение. Но ведь у него не хватит ни умения, ни опыта управлять мощным мотоциклом с литровым двигателем (хотя чисто формально он на это имеет право). Значит, пусть освоится с более легкой техникой с объемом двигателя от 50 до 125 «кубиков». Три года поездил, набрался опыта, был дисциплинированным водителем — значит, ему можно дать разрешение управлять более мощной техникой.