Казалось бы, ну сколько может стоить машина — ржавая, полуразвалившаяся, без колес, выпущенная вдобавок более 70 лет назад? Оказывается, ни много ни мало — 10 миллионов «европейских долларов», если речь идет о Mercedes-Benz 500K W29 Special Roadster, собранном в 1936 году.
Впрочем, в начале 1990-х, когда известный реставратор Вячеслав Лен обнаружил в Алма-Ате эти автомобильные «руины», о какой-то серьезной их цене и речи не шло. Уникальный Mercedes попал в СССР после окончания войны как трофей. Сначала на нем ездил по Москве какой-то генерал, а позднее обветшавшее авто перешло в другие руки и переехало в столицу Казахстана. «Совковым» владельцам «пятисотого» казалось совершенно нелогичным, что в такой огромной машине всего два места. Поэтому на помощь позвали доморощенных умельцев, умудрившихся превратить родстер в лимузин, «врезав» на место пассажирского отсека Mercedes «серединку» от советского ЗиС-110.
К началу 1990-х от изуродованного таким образом «немца» сохранились лишь жалкие «останки» — у машины не было ни коробки передач, ни мостов, ни подвески… Понадобилось почти полтора десятилетия сложнейших, кропотливых восстановительных работ, чтобы «убитый» агрегат приобрел свой первоначальный заводской, так сказать, вид.
Многие знатоки считают эту модель Mercedes самым красивым и элегантным автомобилем, созданным за всю историю автомобилестроения. В гитлеровской Германии машина стоила очень дорого — 22 000 рейхсмарок, что равнялось стоимости приличного загородного особняка.
На выставке было представлено еще несколько уникальных машин из коллекции В. Лена, которые демонстрировались публике впервые. Среди этих раритетов — «доисторический» «бензиномотор» Lacroix—De Laville, собранный во Франции аж в 1898 году! Владельцы-основатели фирмы, Лакруа и Де Лавилль, одними из первых попробовали построить недорогой «народный» автомобиль. Ради дешевизны конструкцию придумали простейшую: рама из дерева, три спицевых колеса по образцу мотоциклетных, моторчик мощностью в 3 л.с. А вместо руля — «коровий хвост», как тогда в шутку называли длиннющую ручку управления, протянувшуюся от переднего поворотного колеса к переднему сиденью. Пассажиру, оказавшемуся рядом с водителем, приходилось при крутых виражах проявлять изрядную ловкость, уворачиваясь от этого металлического рычага. До сегодняшнего дня в мире уцелело всего несколько таких трициклов. Нужно еще учитывать, что данный экземпляр относится к числу «эксклюзивных» машин марки: он снабжен четырехместным кузовом вместо «типового» двухместного. 110-летний «автодедушка» до сих пор на ходу. Он был приобретен этим летом во Франции.
Внимание посетителей выставки привлекали два крошечных угловатых автомобильчика, стоявших по соседству. Одна из машин — английская Austin 7 (1931 г.в.), изготовленная по спецзаказу с гоночным кузовом. Мини-машина с двигателем в 18 «лошадей» могла разгоняться до 85 км/ч. Соседний Aero-1000 выпущен в Чехословакии двумя годами позднее и при наличии под капотом 2-цилиндрового мотора в 26 л.с. мог выжимать на трассе до «сотни». В ту пору подобные малютки пользовались большим спросом — дешевые, простые в управлении и обслуживании, экономичные… На них очень удобно было ездить по городу, а однажды малыш Aero (собиравшийся, к слову сказать, на авиазаводе под Прагой с использованием авиационной технологии) умудрился даже блеснуть на ралли Монте-Карло, заняв там третье место!
При слове «Студебеккер» каждый из нас сразу же представляет себе огромный трехосный грузовик времен Второй мировой войны. А вот на выставке табличка со столь знаменитым автомобильным брендом красовалась возле неуклюжего «бензиномотора» Studebaker-Garford Model 25. Большущие медные фары, красные колеса, собранные на спицах из дерева, щегольской рожок клаксона… Год выпуска данного реликта — 1908-й. За пять лет до того семейство американских предпринимателей по фамилии Студебеккер на своем заводе перешло к выпуску «самоходов» взамен прежних экипажей на конной тяге. Вплоть до 1911 года братья Студебеккеры занимались автомобилестроением совместно с другой фирмой — «Гарфилд».
Весьма примечательная машина среди других экспонатов — Chrysler New-Yorker. Со дня своего выпуска в 1957 году этот весьма презентабельный «ньюйоркец» (в названии проглядывает явная аналогия с нашим «Москвичом») проехал всего около 60 километров! Владелец его, едва приобретя приглянувшуюся ему машину, пожалел портить повседневными разъездами столь шикарное авто. А может, и «прожорливость» могучего Chrysler смутила (как-никак 8-цилиндровый двигатель выдает «на-гора» около 300 л.с.!). В итоге все прошедшие полвека владелец держал любимый «мотор» в гараже. Благодаря столь комфортной жизни «дорожный крейсер» (так любили называть в США авто подобного класса) полностью сохранил свой первозданный вид. Даже краска и обивка салона выглядят точно так же, как в момент выпуска машины из заводского цеха. New-Yorker лишь недавно пересек океан и был доставлен в Москву. «Ретромотор» приобрел один из столичных коллекционеров по совету приятеля, случайно обнаружившего это авто в Соединенных Штатах. Любопытно, что прежний хозяин «недвижимости на колесах» буквально со слезами на глазах прощался с New-Yorker, к которому буквально прикипел душой за долгие годы.
Alfa-Romeo 6C 2500 по праву может быть назван любимой машиной восточных правителей: на таких ездили египетский король Фарук, иранский шах Пехлеви… Сменяющие одна другую модели серии С6 на протяжении многих лет считались едва ли не самыми дорогими и элегантными итальянскими автомобилями. Показанный на выставке представитель автомобильного гламура конца 1940-х — Alfa-Romeo 1947 года с кузовом от фирмы «Touring» — отличается своей легкостью, достигнутой за счет особой технологии изготовления кузовных узлов: каркас из тонких трубок обшит алюминиевыми листами. А ведь у большинства машин подобного класса в то время «скелеты» кузовов делали из деревянных брусьев!
Титула «уникальный» заслуживает показанный на выставке огромный светло-серый ЗиС-110Э. Московский завод полвека назад собрал лишь единственный опытный экземпляр такого роскошного кабриолета, снабженного небывалой по тем временам новинкой — электрическими стеклоподъемниками. Кроме того, у машины есть еще одна особенность: на площадке перед задним сиденьем укреплена металлическая стойка-опора — специально для того, чтобы в кабриолете было удобнее и безопаснее ехать стоя. Подобные конструкции были установлены на двух ЗиСах, которые много лет участвовали в традиционных парадах на Красной площади, перевозя вдоль выстроившихся батальонов военачальников — принимающего парад и командующего парадом.
Среди выставленных «олдтаймеров» были представлены еще несколько очень редких ретромашин отечественного производства. Среди них — первый советский пикап ГАЗ-4. Мини-грузовички на базе легкового ГАЗ-А Горьковский завод выпускал в середине 1930-х, до наших дней сохранились буквально единицы. Демонстрировавшийся посетителям экземпляр еще находится в стадии реставрации.
Был распространен когда-то, а теперь стал редкостью и «деревянный» Москвич-422. Образец такой машины, выпущенной в 1954 году, можно было увидеть в зале выставки. Из-за тотального дефицита на металл, возникшего в послевоенные годы, решили делать грузопассажирские «москвичата» в стиле американских фургончиков woody — с кузовом, собранным из деревянных деталей. За подобную особенность юркая машинка заслужила прозвище «Буратино».