1625

“Правый руль” опять атакуют

Подержанные “японки” в России могут запретить
Все попытки впрямую запретить ввоз в Россию праворульных подержанных японских автомобилей наталкивались на яростное сопротивление жителей Сибири и Дальнего Востока. И вот власти решили “наехать” на праворульщиков с тыла: в Госдуму внесен законопроект, который “всего лишь” запрещает использование в России авто, “не соответствующих требованиям по безопасности”.
Поделиться

Все попытки впрямую запретить ввоз в Россию праворульных подержанных японских автомобилей наталкивались на яростное сопротивление жителей Сибири и Дальнего Востока. И вот власти решили “наехать” на праворульщиков с тыла: в Госдуму внесен законопроект, который “всего лишь” запрещает использование в России авто, “не соответствующих требованиям по безопасности”.

Хотя ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке нет ни слова про “шкурные” интересы российских автозаводов, обращает на себя внимание, что оба автора–“единоросса” (первый вице-спикер Олег Морозов и Николай Гончар) представляют производящие автомобили регионы: Татарстан и Москву. Да и уже высказавшийся за принятие законопроекта председатель думского Комитета по транспорту Сергей Шишкарев не скрывает: одна из целей — “поддержать отечественных товаропроизводителей”…

Ради этого предлагается запретить ввоз и обращение в России всех импортных автомобилей (в том числе подержанных), не имеющих специального сертификата соответствия “требованиям безопасности, действующим на территории РФ”. Требования эти должны быть подробно изложены в техрегламенте автомобильного транспорта. Его пока нет — правительство до сих пор не завершило разработку. Но когда-нибудь будет?..

Про правый руль и Японию в документе нет ни слова. Но в пояснительной записке оговаривается: речь идет о подержанных авто, ввезенных из стран — не членов Женевского соглашения 1958 года. Это соглашение “леворульных” стран Евросоюза “О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств…”, и Россия присоединилась к нему в 1987 году. Авторы закона утверждают, что подержанные машины из стран — не членов “не соответствуют российским требованиям по пассивной (конструкция кузова и кабины, ремня безопасности и т.д.) и активной (тормоза, освещение, шум, совместимость светотехники) безопасности”. Между прочим, по данным экспертов, около 85% всех ввозимых к нам легковых и грузовых автомобилей и автобусов — японские праворульные.

Сейчас же меры технического регулирования в основном определяют требования к новым автомобилям. И “любое лицо может беспрепятственно осуществить ввоз в страну автомобильной техники, не соответствующей требованиям безопасности”. Единственная бумага, которую требуют таможенники при выдаче паспорта, касается соответствия требованиям к выбросам вредных загрязняющих веществ.

А что будет с теми праворульными машинами, которые уже ездят по России? А это ни много ни мало больше 90% частного автопарка на Дальнем Востоке и больше 70% в Сибири…

Непонятно. Вообще-то законы обратной силы не имеют. Но определенные оговорки позволяют предположить, что проблемы возникнут. Во-первых, перепродажа таких машин без сертификата соответствия требованиям безопасности будет запрещена: ГИБДД не зарегистрирует. И во-вторых, все авторемонтные мастерские и автомеханики, выполняющие работы по техобслуживанию и ремонту автомобилей, обязываются “обеспечить выполнение установленных требований безопасности к техническому состоянию транспортных средств, находящихся в эксплуатации”. Если правый руль будет официально признан не соответствующим требованиям безопасности — что, его принудительно поменяют на левый?

Когда Госдума рассмотрит внесенный законопроект, пока неизвестно.

Марина ОЗЕРОВА.

К вопросу о безопасности, так взволновавшему господ с Охотного Ряда. Высокие потребительские требования японского рынка заставляют национальных производителей выводить на рынок новую модель в 15—20 модификациях. Большим спросом в Японии пользуются наиболее продвинутые версии автомобилей, в то время как в Европе и в США продаются наиболее бедные комплектации “японок” и выбор модификаций весьма скромен.

Кроме того, согласно госпрограмме качества Японии, товары, поставляемые на внутренний рынок, должны соответствовать 8—15 категориям качества, а товары, поставляемые на экспорт, могут соответствовать 6—10 категориям качества.

Присутствующие даже в сильно подержанных праворульных авто такие опции, как комплекс систем облегчения управления автомобилем, автоматически выезжающие зеркала, установленные везде видеокамеры, позволяют безопасно выезжать из переулка в заставленную машинами улицу с интенсивным движением; мультимедийный центр с навигацией и с мобильным телефоном, подключенным через Bluetooth, делают вождение весьма приятным и безопасным. А если развернуть видеокамеру в левом переднем зеркале, то и главная проблема праворульных машин в России (нет обзора при обгоне) сразу исчезает...

Поэтому, как нам кажется, попытка завоевания в ближайшей перспективе территорий за Уральским хребтом европейскими автомобилями — весьма неблагодарный и тяжелый труд, который не понравится нашим автодилерам, жирующим на сверхприбылях из-за обмана потребителя, основанного на экономической ситуации в стране. (Вспомните, как после дефолта 1998 года долларовые цены на машины снизили в два раза, а потом за полтора-два года опять их наверстали.)

Александр РОСТАРЧУК, Сергей СЕКСУТОВ