Но первый вице-премьер Игорь Шувалов логично расширил понятие «отечественный автопром», включив в него всех производителей, выпускающих автомобили на территории России, то есть добавил к Lada еще и Ford с Volkswagen, Hyundai и прочие Cadillac и Hummer.
По словам Игоря Шувалова, в правительстве хотят ввести защитные меры и увеличить ставки для импортируемых моделей. По словам первого вице-премьера, это поможет автомобилям, сделанным у нас, достичь ценового преимущества. «Мы будем поднимать пошлину для аналогичных автомобилей, но произведенных за рубежом, — передает слова вице-премьера РИА «Новости». — Будут введены необходимые корректировки в таможенно-тарифном урегулировании, для того чтобы те инвесторы, которые свои проекты осуществляют и производят автомобили, могли реализовывать продукцию на территории России».
Хорошо, что наконец-то внесена долгожданная ясность в вопрос о том, какую машину считать нашей, а какую — иномаркой. Но вот что странно. Общеизвестно, что цена на товар не имеет отношения к себестоимости.
Себестоимость — это сумма объективных затрат, а цена — это цифра, взятая, по сути, с потолка. И если возникает желание создать ценовое преимущество, то нет необходимости увеличивать ввозные пошлины. Государству достаточно снизить объем платежей в казну за ввозимый-продаваемый автомобиль процентов на пять, и преимущество сразу начнет активно работать. Зато дилерам, которым сейчас и так трудно, хоть в чем-то полегчает.
Но, увы, затевая очередной «железный занавес», локально укрывающий производителей автомобилей, правительство затевает некрасивую комбинацию с запретом аналогов. Речь идет о том, чтобы глобально испортить жизнь сразу всем, кто за границей выпускает автомобили, конкурирующие с нашими. Например, раз уж нам повезло иметь Ford Focus, то одноплатформенная Mazda3 и Volvo S40 должны споткнуться о более высокую ставку. Также в эту ставку упирается и весь прочий класс «С»: в первую очередь Volkswagen Golf, а следом за ним и Renault Megane, Peugeot 308, Opel Astra и так далее. До конца года правительство надеется принять окончательное решение — как, кому и по каким правилам осложнить жизнь и бизнес.
Но сквозь вздымающийся административный ресурс проглядывает забота иного свойства. Ведь раз у нас так мало чего иностранного производится и по-прежнему две трети земного шара нам конкуренты, значит, это просто прикрытое заботой банальное увеличение ставок, направленное на пополнение бюджета. И на фоне всемирных финансовых проблем нет особой надежды, что все бросятся срочно строить у нас заводы. Тем более что Китай по-прежнему и перспективней, и стабильней.
&
НЕ ВСЕ ЕЩЕ ЗАБЫЛИ, ЧТО когда на излете социализма в стране поднимали цену за проезд в трамвае и троллейбусе до пяти копеек, это сделали тоже в порыве заботы. В газетах срочно появились жалобы ветеранов, которым стало трудно искать в кармане мелочь, набирая по одной копейке, и на старости лет они захотели в один присест доставать из кармана сразу пять копеек одной удобной монетой. Правительство пошло им навстречу и заботливо приняло требуемое решение.