Конец минувшей недели прошел под знаком спасения автомобильной промышленности. Пока россияне привыкали к мысли, что на собранную в стране машину можно будет получить льготный кредит, Америка наконец огласила меры спасения заводов “Крайслер” и “Дженерал Моторс”. Американские власти оказались ленивее российских — разнообразным стимулирующим действиям предпочли просто дать денег.
Во время пятничного визита на завод КамАЗ в Набережных Челнах премьер-министр Владимир Путин пообещал не только восстановить потребительскую активность населения с помощью льготных кредитов на собранные в стране машины. Позже глава Минпромторга Виктор Христенко выразил непоколебимую уверенность в том, что в системообразующих банках их смогут получить порядка 150 тыс. россиян. Но эти прогнозы уже сейчас можно подвергнуть сомнению. Многие потенциальные автолюбители сейчас вряд ли рискнут связываться даже с льготным кредитом — от греха подальше, вдруг завтра сократят или выгонят в административный отпуск.
Важнее то, что Путин гарантировал российским автопроизводителям спрос иного характера. В 2009 году на дополнительные закупки автомобилей для социальных отраслей, милиции, военных и спасателей будет выделено еще 12,5 млрд. рублей — в дополнение к ранее запланированным 15 млрд. руб. А 40 млрд. руб. уйдет на покупку отечественной дорожной техники. И это очень кстати — и так практически все заводы останавливают в январе конвейеры.
Но самое главное — государство поможет производителям разместить в 2009 году облигации, обеспеченные госгарантиями в размере до 60 млрд. рублей. Банки, которые выкупят эти ценные бумаги, получат открытое рефинансирование со стороны Центробанка. Это позволит автомобильным заводам привлечь кредиты и получить столь необходимые сейчас оборотные средства, с которыми сейчас совсем туго.
В ту же пятницу американский президент Джордж Буш наконец-то объявил о выделении экстренной помощи двум детройтским автогигантам — “Крайслеру” и “Дженерал Моторс”. Третий концерн, “Форд”, от денег отказался, но ему все же обещали помочь — в “другой форме”.
Правительство США выделит автогигантам $17,4 млрд. из семисотмиллиардного антикризисного фонда “имени плана Полсона”. Уже в декабре и январе “ДМ” получит $9,4 млрд., “Крайслер” — $4 млрд. Еще $4 млрд. будут позже. В ответ “Дженерал моторс” и “Крайслер” должны провести реструктуризацию, предполагающую сокращение зарплат и премий.
В первую очередь среди директората и топ-менеджмента. В противном случае правительство оставляет за собой право потребовать деньги обратно после 31 марта 2009 года. Госкредиты накладывают на заводы серьезные ограничения. Например, им запрещено выплачивать дивиденды во время пользования госпомощью, а под залог кредитов они обязаны предоставить свои неголосующие акции. Также правительство может блокировать любую сделку компаний ценой выше $100 млн.
Это не первый случай, когда Америка вытаскивает автомобильную отрасль из болота. Так, в 1979 году самое “слабое звено” “детройтской тройки”, компания “Крайслер”, объявила об убытках в $1,1 млрд. Компания обратилась за помощью к государству, правда, пригласив “на царство варяга” — легендарного менеджера из “Форда” Ли Якокку. В 1980 году конгресс, не без влияния красноречивого Якокки, выделил автогиганту $1,5 млрд. (примерно 4 млрд. в нынешних ценах). В 1983 году (на семь лет раньше установленного срока!) “Крайслер” вернул США долги и даже выкупил свои акции, находящиеся в собственности у государства. Компания выжила — благодаря тому, что вывела на рынок несколько принципиально новых моделей, в том числе первый в истории минивэн и первые американские полноприводные малолитражки. Кроме того, Пентагон заказал у “Крайслера” большую партию грузовиков.
В этот раз о госзаказе в американских мерах помощи, в отличие от российских, речь пока не шла. Думать о том, как выжить, американские компании будут сами. Да, Якокке в следующем году исполнится 85 лет, но продолжатели у него есть. За автопроизводителей, расположенных в России, уже подумали. Но этот план если и позволит удержать отрасль на плаву, то вряд ли приведет к инновационному и технологическому прорыву. А спросу техники, заведомо худшей, чем у конкурентов, не помогут никакие заградительные пошлины.