2167

В России заправляют спекулянты

Розничные цены на бензин вдвое выше оптовых. Такого нет нигде в мире
На АЗС продолжает твориться беспредел. Все заклинания властей о необходимости снижения цен на бензин остаются пустыми словами.
Поделиться

На АЗС продолжает твориться беспредел. Все заклинания властей о необходимости снижения цен на бензин остаются пустыми словами. Несмотря на прозвучавшие в конце прошлого года грозные намеки со стороны Федеральной антимонопольной службы о грядущих штрафах, на практике госчиновники делать ничего не хотят. Иначе как индульгенцию топливным спекулянтам трудно расценивать то, что глава ФАС Игорь Артемьев сказал в одном из своих последних интервью: “Топливо в среднем у нас должно бы стоить около 19 рублей за литр”.

Почему, собственно говоря, 19, а не 16 или 12? Логика убийственная: дескать, у нас в стоимости бензина 60% занимают налоги и прочие отчисления, которые идут в госказну. Ну, так ведь сама власть и вправе поменять налоги так, чтобы ослабло ценовое давление на конечного потребителя.

Но, даже если не касаться налогов, ситуация на самом деле сложилась чудовищная. Если раньше нам вешали лапшу про высокие мировые цены на нефть, которые за последние полгода упали на 72%, то теперь говорят о временном лаге, из-за которого цены на бензин якобы снижаются очень медленно.

Между тем оптовые цены на бензин уже упали настолько, что АЗС сейчас, во время охватившего страну кризиса, гребут прибыль совковой лопатой. По данным портала “Нефтегаз.ру”, средняя оптовая цена тонны АИ-92 вчера в России составила 10 342 рубля. “МК” не поленился и выяснил, что в ряде регионов отпускные цены с нефтеперерабатывающих заводов на бензин этой марки уже упали ниже и этого уровня. Так, например, один из НПЗ предлагает АИ-92 по цене 8700 рублей за тонну. В Москве, конечно, тонна стоит дороже — оптовая компания продает топливо производства Московского НПЗ за 12 500 рублей. Но средняя розничная цена на столичных АЗС на АИ-92 все еще превышает 20 рублей за литр (20,12 — по данным МТА на 29.12.2008). А в Новосибирске, например, литр такого же бензина на заправках стоит 16,9 рубля.

Не слишком ли велик разброс цен? Особенно если учесть, что объем и вес у бензина сильно разнятся, в отличие от воды. Это тонна воды насчитывает 1000 литров. А в тонне бензина этих литров на 200 больше. И получается, что средняя столичная АЗС, покупая в среднем тонну АИ-92 за 10 342 рубля, получает с него выручку даже не 20 120 рублей, а все 24 144 рубля. Свыше 130% дохода всего лишь за то, чтобы залить бензин в хранилище и потом засунуть топливный пистолет в бак. Хорошо, пусть что-то уйдет на транспортировку, но все равно доход явно зашкаливает за 100%. За такую рентабельность любой капиталист на Западе удавит не только конкурентов, но и, не исключено, удавится сам.

В одной только Москве не меньше четырех миллионов частных автомобилей. Каждый из которых в среднем потребляет в день около 9 литров бензина. Итого столичные автовладельцы сжигают ежесуточно, по самым скромным прикидкам, 36 миллионов литров бензина. Каждый из которых приносит владельцам автозаправок 8—10 рублей дохода. Дальше каждый может посчитать сам в меру арифметических способностей.

Почему происходит именно так, а не иначе? Одна из причин — в том, что значительная часть АЗС в России принадлежит так называемым вертикально интегрированным компаниям. То есть всем этим нефтяным монстрам, которые объединяют в себе весь производственно-торговый цикл: от добычи нефти и ее переработки до розничной торговли. И сейчас, в условиях, когда нефть в мире стоит дешево, именно эти компании, диктующие свою волю через условия коммерческого сотрудничества независимым сетям АЗС, компенсируют свои убытки внешней торговли на внутреннем рынке. Исключительно за наш с вами счет.

Конечно, владельцы независимых АЗС и сами не сопротивляются: к ним в карман тоже льются сверхдоходы. Так будет продолжаться и впредь, поскольку мы живем в условиях, когда для ограничения беспредела государство не устанавливает никаких барьеров. Ни рыночных, ни административных.

Между тем для того, чтобы навести порядок в этом, да и других секторах рынка, надо принять всего лишь один закон. Который установит прогрессивную шкалу налогообложения при превышении определенного уровня рентабельности и будет отбирать у диктующих нам цены монополистов 90 или 95 процентов сверхдоходов, полученных от задирания цены и обдирания своих же собственных налогоплательщиков.

Впрочем, надежд на это микроскопически мало. Гораздо более вероятно, что нам через какое-то время опять расскажут что-то про “справедливую цену” на топливо в стране, являющейся крупнейшим мировым экспортером углеводородов, где стоимость бензина уже выше, чем в государствах-импортерах. А если еще и нефть подорожает, то наверху опять вспомнят про нашу “встроенность в систему глобальной мировой экономики”. Чтобы обосновать очередное повышение цен.