2148

В Москве начались стоячие забастовки

Первыми протестовать против кризиса начали таксисты
В ответ на антикризисные меры предпринимателей в Москве начались первые стихийные забастовки наемных работников. Застрельщиками этого процесса выступили таксисты, которые всегда отличались крутым нравом. Что послужило причиной протеста и чего они добиваются — выяснял “МК”.
Поделиться

В ответ на антикризисные меры предпринимателей в Москве начались первые стихийные забастовки наемных работников. Застрельщиками этого процесса выступили таксисты, которые всегда отличались крутым нравом — достаточно вспомнить их многочисленные кулачные споры с привокзальными “бомбилами”. Сейчас же гнев таксистов вызвали действия хозяев одной из таксомоторных компаний. И вот уже два дня водители трех столичных таксопарков не выезжают на маршрут. Что послужило причиной протеста и чего они добиваются — выяснял “МК”.

Едва мы приехали на 4-ю Кабельную улицу, где базируется один из таксопарков, как нас сразу окружило несколько десятков водителей. Жалобы и гневные крики сыпались со всех сторон. А суть их сводилась к следующему.

Человек устраивается на работу в таксопарк, ему выдают машину, и он начинает развозить пассажиров. Ежедневно за аренду авто он платит хозяевам 1900 рублей, еще около тысячи рублей за смену уходит на бензин. Кроме того, с каждого заказа, полученного по радио, хозяевам уходит еще 50 рублей. Чтобы отбить эти деньги, надо развезти не меньше десятка клиентов, только после этого таксист начинает зарабатывать на себя. Но 9 февраля руководство компании объявило, что с заказа водители будут платить уже не 50 р., а 100 р. А с весны повысится плата и за аренду машин.

— Мы подсчитали, и вышло, что теперь должны будем работать по 15—16 часов, только чтобы отбить расходы, — говорят таксисты. — Потом надо для себя хоть чего-то заработать. Да еще сдать машину в парк, это еще час. На сон сколько остается?..

Впрочем, часть работников компании все же выехали на маршрут. И это еще одна проблема. Внутри таксопарка водители делятся на три категории. Основная (те, кто бастует), VIP-такси (эти водители на бензин не тратятся, сдают всю выручку в парк и получают определенный процент от суммы) и корпоративные такси. Последняя категория работает по безналичному расчету и не имеет права брать пассажиров “от обочины”. В “корпоративщики”, которые ездят по преимуществу одними и теми же маршрутами, берут новичков, не особо требовательных к оплате и плохо знающих Москву.

Основной костяк водителей-профессионалов требует от хозяев возвращения прежних ставок аренды и радиозаказа. Есть у них и утопические претензии (уже к властям) — убрать с улиц “бомбил”. А есть и весьма оригинальные.

Дело в том, что прямо на мойке, внутри таксопарка, поставлены… игровые автоматы.

— Конечно, это дело каждого — играть, не играть, — рассуждают в разговоре с репортером “МК” таксисты. — Но как ты ни крути, сколько ни зарекайся, а все равно многие срываются и проигрывают последнее. У нас-то, на 4-й Кабельной, автоматов всего 6. А в другом таксопарке, говорят, вообще чуть не 50. А посередине — рулетка. Мало того, там даже объявление повесили. Мол, если водитель будет замечен за игрой в других залах в городе, его оштрафуют.

Пока, несмотря на “стоячую” забастовку, владельцы автопарков требованиям работников не вняли. И протестующие (их сейчас около 120 человек) обещают продолжить акцию. “МК” в свою очередь будет следить за развитием событий.

Мало того что это первая в Москве кризисная забастовка, но еще и хотелось бы узнать от компетентных органов, на каком основании игровые автоматы установлены прямо на территории предприятия.

А КАК У НИХ?

Великобритания. Несколько дней назад водители кебов, традиционных лондонских такси с высоким верхом, устроили массовую акцию протеста в центре британской столицы. Причиной недовольства стали другие такси — мини-кебы, работающие на тех же маршрутах. Общественность защищает традицию, отмечая, что водители кебов действительно прекрасно знают город и ответственно выполняют работу.

ЮАР. Южноафриканские таксисты угрожают сорвать чемпионат мира по футболу-2010 в этой стране. Они требуют отмены планов ввода в действие к чемпионату системы скоростных автобусных перевозок, поскольку опасаются, что автобусы лишат их доходов. В декабре представители объединений таксистов Кейптауна устроили протесты против введения “скоростных автобусов” в Кейптауне. А на будущее таксисты обещают устроить забастовку на время мундиаля.

Китай. В ноябре началась забастовка таксистов в Чунцине, откуда перекинулась на другие города. Таксисты требовали отмены несправедливых, по их мнению, штрафов со стороны полиции и хозяев таксомоторных парков, а также запрещения частного извоза автомобилистами без специальных лицензий.

Индия. Прошлой весной почти полтора миллиона авторикш в Мумбаи (экс-Бомбей) объявили забастовку. Недовольство водителей трехколесных “такси” в городе вызвало распоряжение властей штата Махараштра о замене механических счетчиков на электронные. Предполагалось, что электронные счетчики труднее “доработать” для обсчета пассажиров. Но авторикши заявили, что электронные счетчики так же легко доработать, как и механические, зато они менее устойчивы к пыли и влаге. Забастовка была прекращена после того, как власти обещали тщательнее изучить проблему и учесть мнение таксистов.