Обещание правительства поддержать отечественного производителя льготными ставками по автокредитам наконец-то стало реальностью. Накануне глава Минпромторговли РФ Виктор Христенко подписал приказ об утверждении перечня легковых автомобилей, продажам которых поможет госбюджет. Правда, многих производителей из этого списка назвать российскими можно лишь с очень большой натяжкой.
Напомним, что российский премьер Владимир Путин анонсировал эту программу еще в конце декабря, во время своего визита на “КамАЗ”. “Мы должны стимулировать спрос, — заявил он тогда. — Для этого государство будет субсидировать процентную ставку гражданам, которые возьмут автокредит. Покупаемое авто должно быть выпущено на территории РФ и стоить не более 350 тысяч рублей”.
Размер субсидии составит две трети ставки рефинансирования Банка России. Таким образом, на данный момент из ставки коммерческого автокредита можно будет вычесть 8,7%, что в результате дает не баснословно низкую, но все же довольно привлекательную ставку. Федеральный бюджет страны потратит на эти цели порядка 2 миллиардов рублей.
Больше всего повезло "АвтоВАЗу" – в “белый список” попал весь модельный ряд тольяттинского автопроизводителя и его дочерних предприятий. Субсидироваться будут "классика", "Лада-Самара", "десятое" семейство, Priora и Kalina и остальные модели.
Истинные патриоты смогут получить льготный кредит на приобретение UAZ Patriot Ульяновского автозавода. Правда, не вполне понятно, почему в список не попал более дешевый UAZ Hunter, цена которого намного ближе к заявленным Путиным 350 тысячам рублей.
Видимо, памятуя о том, что многих россиян никакими льготными процентами не заманишь за руль шедевров отечественного автопрома, власти включили в перечень иномарки, собранные в России.
В их числе Ford Focus производства Всеволожского завода, Renault Logan, производимый на московском "Автофрамосе", Kia Spectra собираемая "ИжАвто", Fiat Albea собранная компанией "Соллерс". Кроме того, будут субсидироваться Chevrolet Niva производства GM-АвтоВАЗ и Scoda Fabia и Volkswagen Jetta, собираемые калужским заводом Volkswagen. Последняя модель, кстати, также не вписывается в рамки, заданные премьером.
Радуясь за отечественных автолюбителей, выскажем все-таки недоумение по поводу реверанса в сторону зарубежных автогигантов. Конечно, российские сборочные производства западных компаний приносят некоторый доход в виде налогов, рабочих мест и использования местных коммунальных ресурсов. Однако, учитывая относительно невысокую степень локализации этих производств (большая часть комплектующих поступает из-за рубежа) сложно считать описанные меры эффективной антикризисной поддержкой российской экономики. Скорее это эффективная поддержка западных автопроизводителей, ведь основная прибыль все равно уйдет за границу.
Не лучше ли было вместо этого пустить бюджетные средства на поддержание околонулевых ставок по кредитам на авто исконно российских производителей? Ведь их состояние намного важнее для экономики страны и ее отдельных граждан.