Кризис — хорошее время для начала нового дела. В кризис обычно снижаются цены. Кроме того, часть старых игроков разоряется, освобождая для новичков долю рынка. Сегодня “МБ” рассмотрит проект старт-апа на рынке внутригородских автоперевозок. Входной билет на него — 1,6 млн. руб.
Позитивные факторы
Идею бизнеса лучше всего почувствовать, рассмотрев пять позитивных и пять негативных для новичка факторов.
Начнем с позитива: из-за кризиса резко, на треть, снизилась зарплата водителей. Еще летом 2008 года средние ставки на рынке для “газелиста” (водителя категории “В” на автомобиль г/п до 1,5 тонны) были на уровне 25—30 тыс. руб. в месяц. Да и то за 25 тыс. руб. в месяц в Москве, например, соглашались работать лишь приезжие из солнечного Таджикистана. Даже жители российской глубинки кривились и просили “хотя бы 30”. Причина проста: огромное количество водителей “потребляла” стройиндустрия.
Сейчас стройки практически встали, и рабочих, в том числе водителей, массово сокращают. В настоящее время найти водителя на 1,5-тонник за 20 тыс. руб. в месяц вполне реально. Поискав, можно найти и за 12—15 тыс. руб. в месяц. Но это гарантированно будет приезжий из того же Таджикистана или иной южной республики СНГ. А значит, города он, скорее всего, не знает и ездить в плотном городском потоке не умеет.
Да и “уехать” такой водитель может вместе с машиной и грузом (такие случаи бывают). Грузоперевозки — изначально рискованный бизнес, связанный с поломками техники и с ДТП. Советую не усугублять риски и набирать либо жителей российских провинций, либо белорусов. На рынке достаточно тех и других с зарплатными ожиданиями на уровне 20 тыс. руб. в месяц.
Вторым позитивным моментом кризиса стало замораживание цен на топливо. В результате в Москве, например, цена за литр бензина Аи-92 уже полгода держится на уровне 21—22 руб. В регионах — на уровне 20 руб./литр. Дизельное топливо (солярка) стоит 19—20 руб./литр, примерно столько же — газ (некоторые грузовики работают на пропане или их можно на него переделать).
Третьим позитивным моментом, который тоже возник из-за влияния кризиса, стало снижение административного барьера в ГИБДД. Раньше снятие/постановка машины на учет занимали полный рабочий день. Это если вы приезжали к 7—8 утра, чтобы быть в числе первых на подачу. Теперь на это реально уходит полдня.
Четвертым положительным фактором стало некоторое снижение стоимости страхования автомобилей в результате кризиса. Полгода назад за ОСАГО+КАСКО на год на авто стоимостью 500—600 тыс. руб. страховщики просили 17—22 тыс. руб. Теперь просят 15—20 тыс. руб. Правда, платят по страховым случаям несколько хуже, чем до кризиса.
И, наконец, последний, самый отрадный для новичка фактор — снижение конкуренции. Полгода назад этот рынок был рынком даже не заказчика, а посредника — автодиспетчера, распределяющего заказы. На рынке существовали (и неплохо себя чувствовали) транспортные компании, у которых своих машин вообще не было. Зато был доступ к заказам, которые они вывозили на нанятых у частных лиц или у транспортных компаний машинах. Чистое посредничество при марже 300—500 руб. с одной поездки на одном а/м позволяло при средней загрузке 20 а/м в день формировать выручку в объеме 150—200 тыс. руб. в месяц. И, соответственно, чистую прибыль в размере 70—100 тыс. руб. в месяц для владельцев такой структуры.
Не сказать, что посредники ушли в небытие, они по-прежнему присутствуют на рынке. Однако чувствуют себя довольно плохо. Особенно те, кто был “завязан” на крупного клиента. Вообще, по “крупняку” кризис ударил сильнее всего. Ведь у крупного клиента всегда были специфические требования к парку. Например: “Мне ежедневно нужно 20 изотерм 3-тонников с лифтовой загрузкой”. Такая техника нужна для перевозки продуктов питания (изотерма) в упаковке (лифт сзади). Конкретно, речь шла о перевозке мяса для одной из московских торговых сетей. Теперь представим, что из-за кризиса крупный клиент перестал давать заказы, что в действительности и произошло. Пойди найди сейчас заказ на 20 а/м в день, да еще под эту специфику! А для перевозки мебели или стройматериалов такая техника не приспособлена.
Кризис и риски
Пока “крупняк” страдает, “курит” (простаивает) и разоряется, новичок может занять свою нишу на рынке. И здесь сразу же возникает вопрос — какую? Потому что главным негативным фактором для рынка грузоперевозок стало снижение количества заказов из-за кризиса. Больше всего это коснулось сектора дальних (междугородных и международных) перевозок. Например, польские дальнобойщики вообще объявили об уходе с рынка. Внутригородские перевозки пострадали в меньшей степени, но сокращение заказов коснулось и их.
Советую начать с простых перевозок: мебель, мелкие стройки (перевозка отделочных материалов, стекла), мелкие и средние магазины. Даже если вам отказывают со словами: “У нас есть кому возить”, все равно оставляйте телефон: это работает. Потому что обратной стороной аварий и поломок являются “горящие перевозки”. Бывают ситуации, когда, например, в 16.00 клиент выясняет, что машина к нему сегодня не придет — сломалась. И ни у кого на рынке в этот момент машин нет — все в разгоне. Тогда клиент вспомнит про ваш телефон. И если вы сумеете его выручить, он может отказаться от услуг своего перевозчика (ведь тот — подвел!) и начать работать с вами.
С уменьшением числа заказов связан второй негативный фактор — снижение цен на перевозки. Чтобы выжить в кризис, “крупняк” демпингует. Полгода назад средняя ставка на 1,5-тонники в Москве составляла 300—350 руб./час. Теперь можно найти за 200 руб./час. Автомобиль класса 3,5 тонны обходился в 400—500 руб./час, теперь везут за 300 руб./час. Пятитонка стоила от 600 руб./час, теперь можно найти за 450—500 руб./час. Крупный автоперевозчик получит с каждого такого заказа прибыль в 50—100 руб. Но у него как минимум 100 машин, а значит, 5—10 тыс. руб. в день прибыли он заработает. Мелкий перевозчик должен зарабатывать как минимум 1 тыс. руб./день с каждой машины. А значит, демпинг ему не подходит. Будьте готовы к тому, что вам придется держать цены и уламывать клиентов.
Третьим негативным фактором, возникшим из-за кризиса, являются удорожание кредита и невозможность его получения. Об этом много говорилось, повторяться не буду. Скажу лишь, что из-за повышения реальных процентных ставок по автокредитам (с 18—20% до 25—30% годовых) и сокращения сроков кредитования (с 5 до 3 лет) ежемесячный платеж за автомобиль стоимостью 600 тыс. руб. вырос с 16—18 до 25—28 тыс. руб. С другой стороны, ужесточение условий кредитования нельзя считать фактором однозначно негативным для новичка. Ведь рассматривается старт-ап с вложением 1 млн руб., что при минимальном кредитовании может хватить на покупку двух а/м. То есть новичок с капиталом 1 млн руб. на рынок выйти сможет. С другой стороны, те, у которых есть, например, лишь 500 тыс. руб., уже не смогут. Очень уж кредиты невыгодны. И это касается не только новичков: даже транспортные компании, у которых что-то случилось с техникой (сломалась, разбилась), сейчас не могут ее заменить по кредитной схеме. Значит, для нашего новичка с капиталом на рынке будет меньше конкурентов.
Негативные последствия кризиса проявляются и в удорожании техники. Рискуя прослыть непатриотом, вынужден отметить: не покупайте продукцию отечественного автопрома, она “не ездит”. Например, гарантии производителя у “Газели”, “Валдая” и корейского грузовика Hyundai того же класса одни и те же — год эксплуатации либо 30 тыс. км пробега, что раньше кончится. Разница в том, что Hyundai эти 30 тыс. км реально бегает, а “Валдай” через 10—15 тыс. км начинает “сыпаться”. При этом “Газель” собрана получше — ломаться и вставать начинает через 20—25 тыс. км. И даже если ремонт производится по гарантии, для бизнеса это все равно минус: пока машина стоит в ремонте, денег она не приносит. А ремонт может длиться неделями: опыт показывает, что нужную запчасть с ГАЗа иногда приходится ждать дольше, чем из Кореи.
Если парк будет формироваться из иномарок, причем неважно — “родных” или собранных в России, то цена таких а/м растет вместе с ростом курса доллара и евро. Формировать парк стало дороже. С ремонтом ситуация двоякая: цены на запчасти к иномаркам выросли, а стоимость работы — упала. Особенно это касается не гарантийных сервисов, а местных Кулибиных — частников. Настоятельно советую перед стартом бизнеса познакомиться и подружиться с парочкой таких мастеров.
Бизнес-план
Итак, имеются 1 млн руб. и задача выйти на рынок внутригородских перевозок со своим парком а/м. Минимальный парк составляет два а/м. Число машин вообще должно быть четным: если одна по каким-то причинам встала, другая подстрахует, и вы не потеряете клиента.
Минимальный парк лучше всего сформировать из двух Fiat Ducato. В настоящий момент это самый экономичный а/м в классе 1,5-тонников (заявленная производителем г/п по техпаспорту — 2,3 тонны). В городских условиях этот а/м потребляет 15—17 л/100 км. К тому же это неплохо собранная иномарка. Между прочим, в настоящий момент этих а/м на рынке нет. Перевозчики почувствовали выгоду и разобрали их даже в условиях кризиса и тотального падения продаж у всех автопроизводителей.
Цена итальянского чуда была не так давно 600 тыс. руб. Учитывая рост курса евро, заложим 650 тыс. руб. + страховка (20 тыс. руб.). Итого — 670 тыс. руб. На два а/м нужно соответственно 1 млн 340 тыс. руб.
Далее: бизнес на грузоперевозках даже в минимальной комплектации требует небольшого (10 кв. м) офиса. В него вы посадите двух человек — маркетолога и логиста. Задача маркетолога — искать заказы, он работает с интернетом и с базами предприятий. Задача логиста — максимально загружать собственные а/м и вывозить избыточные заказы нанятым парком. Он работает с телефоном и с компьютером.
Разумеется, люди потребуют зарплату. Сейчас зарплаты упали, поэтому можно положить обоим “фикс” в 25 тыс. руб. в месяц, а остальное добавить, сказав “+3% от прибыли”. Кстати, тогда к вам придут нормальные специалисты с опытом работы. На первый месяц вам необходимо зарезервировать эти 50 тыс. руб. Плюс аренда офиса. Совет: берите офис в районе складов, там много ваших потенциальных клиентов. Это обойдется в 10 тыс. руб./месяц. Таким образом, ваши первоначальные вложения увеличиваются до 1,4 млн. руб. А если не забыть про два компьютера, факс, два сотовых телефона, столы и стулья — до 1,450 млн. руб.
Отдельный вопрос — бухгалтерия и налоги. Бухгалтер у вас будет приходящий, то есть он будет работать на дому, готовить для вас отчеты. Минимально такие услуги в Москве стоят около 10 тыс. руб./месяц. Теперь о налогах. Уж сколько раз твердили миру, причем на уровне самых высокопоставленных чиновников, о том, что предприятие с классической системой налогообложения (классикой) может заказывать услуги у предприятия с упрощенной системой налогообложения (упрощенкой). Однако налоговые инспекции на местном уровне категорически не рекомендуют это делать.
Налоговиков понять можно: слишком много развелось фирм—однодневок с упрощенкой. Но вашему бизнесу от этого не легче. Потому что если у вас не будет классики, то две трети потенциальных заказчиков, у которых классика, просто откажутся с вами работать. А если у вас будет классика — вы разоритесь на налогах, в частности на НДС. Слишком вы маленькие для НДС, с двумя-то машинами! Для таких, как вы, упрощенка и придумана. Но практически она не работает.
То же самое случится, если вы откроете ИП: далеко не все потенциальные заказчики захотят стать вашими клиентами.
Отсюда совет — заведите два юридических лица: “белую и пушистую” фирму с упрощенкой и “черную и помойную” фирму с классикой. Как это сделать, вам по секрету расскажут в той юридической конторе, где вы будете регистрировать ООО с упрощенкой. Я же лучше помолчу, потому что это вещи на грани и за гранью закона. Скажу лишь, что регистрация белой фирмы вам обойдется в 30 тыс. руб. (включая минимальный уставной капитал в 10 тыс. руб.), а готовая фирма-“помойка” сейчас в Москве стоит около 70 тыс. руб. Таким образом, ваши первоначальные вложения возросли до 1,560 млн. руб.
Далее, нанимаем двух водителей, это 40 тыс. руб., которые надо зарезервировать. Ваши расходы возрастают до 1 млн. 600 тыс. руб. При этом 100 тыс. руб. — средства, зарезервированные вами на зарплату маркетологу, логисту, бухгалтеру и двум водителям. Они потребуются лишь через месяц. А пока можно их “крутить”, например, заправлять на них машины. Но 1,5 млн. руб. необходимо, к сожалению, выложить единовременно.
Поэтому 500—600 тыс. руб. вы берете в кредит. На худой конец, можно взять парк в кредит, хотя автокредиты сейчас практически не выдаются. Это равнозначные варианты: ваш ежемесячный платеж все равно будет около 20 тыс. руб.
Точки безубыточности
В расходы намеренно не включено лицензирование. По большому счету, вы не имеете права ничего возить без лицензии на экспедиторскую деятельность. Она выдается в Министерстве транспорта (Минтранс) и стоит минимально 25 тыс. руб. Однако на первом этапе про это можно забыть. Конечно, вам может попасться особо придирчивый и принципиальный сотрудник ГИБДД, который остановит вашу машину, не увидит в документах копию лицензии и вызовет ОБЭП. Сотрудники ОБЭП в принципе имеют право арестовать вашу машину вместе с грузом.
Но надо ли это сотруднику ГИБДД? Его же потом заставят писать кучу объяснительных, будут вызывать в качестве свидетеля. И он ничего не заработает, так как штрафы за незаконное предпринимательство с вас будет брать ОБЭП, а не ГИБДД. Если несчастье все-таки случилось, скажите в ОБЭПе, что везете в первый раз, про лицензию не знали и вообще вы по жизни наивный. Получите административный штраф в 2 тыс. руб. и предупреждение. Вот после этого категорически рекомендуется в Минтрансе все-таки побывать, тем более что там особых сложностей, как правило, не возникает.
Теперь расчет рентабельности бизнеса и точек безубыточности. При цене в 300 руб./час и 10-часовом рабочем дне ваш доход с двух машин — 120 тыс. руб. в месяц. Примерно половина из них уйдет на топливо (у нас экономичные машины). Остается 60 тыс. руб., с которых надо заплатить четыре зарплаты (100 тыс. руб.), аренду офиса (10 тыс. руб.) и налоги (реально — около 20 тыс. руб.). Не забудем еще про кредит (20 тыс. руб.). Итого 90 тыс. руб. в месяц чистого убытка.
Бросаем дело? А вот и нет! Потому что у вас в офисе сидят два сотрудника. Загрузить две ваших машины для нормального логиста — дело 15—20 минут. Надо, чтобы в оставшиеся 9 рабочих часов ваши сотрудники не курили, а искали и отправляли заказы на нанятый транспорт.
Логист экстра-класса способен загрузить 80 фур в день. Сам бы не видел — ни за что бы не поверил. Правда, такой специалист стоит не 25 тыс. руб. в месяц, а все 60 + %. Ваш логист так не может, но это не беда. Вам надо заработать 100 тыс. руб. при средних диспетчерских в 250 руб. с поездки. Это означает, что через вас должно проходить 400 рейсов в месяц или 20 поездок в день. Это ровно в четыре раза меньше, чем делает крутой профессионал. У вашего логиста зарплата все-таки не в четыре, а в два раза меньше, чем у логиста экстра-класса. Поэтому требовать с него 20 отгрузок в день — реально.
Заказчики ведь не возят раз в месяц, это вам не бабушку на дачу перевезти. Как указано выше, объем в 20 машин/день может дать один крупный заказчик. Поэтому, если вы сумеете найти (а чем там занимается ваш маркетолог, не заскучал ли он?) пять заказчиков по 4 машины/день — на ноль вы выйдете. И даже около 10 тыс. руб./месяц (а на самом деле — немного больше) будет оставаться в кармане. Более чем скромно, но можно развиваться. Например, через три месяца взять второго логиста: нормальное соотношение — один маркетолог, два логиста.
Или можно через полгода взять в кредит третью машину. Ведь точку безубыточности можно рассчитать и по-другому.
Допустим, вы не занимаетесь посредничеством, сколько в таком случае нужно машин? Ответ — 8 некредитных или 16 кредитных. Потому что одна некредитная машина класса 1,5-тонника дает чистую прибыль в 10 тыс. руб./месяц. При этом налоги и зарплату водителю вы уже заплатили. Ваши расходы — два специалиста, бухгалтер и аренда офиса — около 70 тыс. руб. Для безубыточности нужно 8 машин.
Если техника в кредите (напомним, ежемесячный платеж — 20 тыс. руб.), то каждая кредитная машина — это 10 тыс. руб./месяц чистого убытка. Потому кредит и не выгоден. Однако если у вас есть парк из 16 машин, то вы можете искать крупных и выгодных заказчиков. За счет этого по 4—5 тыс. руб. в месяц прибыли с машины вы получите. И нужно 16 машин, чтобы отбить расходы и немного оставить себе.
И последнее: как известно, склад характера, психология являются немаловажными факторами успеха в бизнесе. У всех успешных грузоперевозчиков есть одна общая черта. Раскрою страшный секрет: любой грузоперевозчик — это ребенок, который в детстве не наигрался в машинки. Когда эти суровые мужчины начинают рассказывать о машинах, у них загораются глаза. Вы чувствуете себя таким? Тогда поехали!