1338

Подержал? Отдай другому!

Пока отечественный авторынок развивался опережающими темпами, его вторичный сегмент тихо прозябал в тени первичного как побочный бизнес
Сокращение спроса на новые автомобили заставит операторов рынка пересмотреть отношение к подержанным машинам.
Поделиться

Сокращение спроса на новые автомобили заставит операторов рынка пересмотреть отношение к подержанным машинам.

Зарубежный опыт, который на российских просторах традиционно перенимается с большой неохотой, показывает, что основной доход в автобизнесе приносит отнюдь не первичный рынок, а продажа и обслуживание подержанных машин. Потенциал этого рыночного сегмента огромен, но на сегодняшний день используется у нас крайне слабо. Через дилеров проходит лишь 8–15% продаж подержанных иномарок. Остальные реализуются, так сказать, в частном порядке.

Активный рост продаж «цивилизованного» автосеконд-хенда (то есть не ввезенного к нам иностранного старья, а машин, реализованных в свое время здешними дилерами) прогнозируют сейчас многие аналитики. Оживлению вторичного рынка должны способствовать благоприятные изменения в законодательстве, в частности, поправки к статьям 154 и 164 Налогового кодекса, отменяющие двойное взимание НДС при продаже подержанных автомобилей по системе трейд-ин. Благоприятную роль сыграет и повышение таможенных пошлин, одновременно провоцирующих подорожание новых импортных авто и делающих ввоз подержанных иномарок экономически невыгодным. Кроме того, в ближайшие годы произойдет существенный рост парка иномарок в возрасте от 3 до 7 лет — сегмента, в котором традиционно наблюдается высокая активность вторичных продаж. По некоторым оценкам, в текущем году число таких машин превысит два миллиона, а в следующем — приблизится к четырем. Кстати, вторичный рынок в скором времени может получить весьма существенную подпитку в виде так называемых возвратных автомобилей (1–3-летние иномарки, потерявшие 20–50% от своей первоначальной стоимости, в отличном состоянии и полностью «чистые» по документам).

Их поставщиками поневоле станут автолюбители, не сумевшие расплатиться по кредитам. Можно предположить, что пик невозврата ссуд придется на конец первого — начало второго квартала, еще порядка трех месяцев потребуется на оформление юридических процедур. А значит, появления на вторичном рынке доступных и почти новых автомобилей надо ждать уже летом.

Вот только банк — не автосалон. И заниматься реализацией залогового имущества у кредитной организации нет ни времени, ни желания, ни особых возможностей. Зато есть партнерские отношения с дилерами. Так почему бы не уступить им машины по сходной цене? Продали один раз — продадут снова.

Но все эти прогнозы и оценки — дело пусть и не слишком далекого, но будущего. А что же сейчас происходит на рынке подержанных авто? Пока, прямо скажем, какого-либо серьезного секонд-хендовского бума не наблюдается. Такое впечатление, будто этот рынок сейчас сильно «сжался», по крайней мере в сравнении с ситуацией конца прошлого года.

Чтобы увидеть это, совсем не обязательно быть экспертом автобизнеса. Достаточно приобрести любую популярную газету бесплатных объявлений. Уже «на ощупь» вам станут ясны масштабы «усыхания» рынка подержанных авто.

Количество предложений сократилось раза в четыре как минимум. Характерная деталь: теперь большую часть объявлений о продаже машин публикуют не частные лица, а разнокалиберные автосалоны. И, судя по всему, число подобных организаций заметно возросло. Возможно, это и есть первое воплощение тенденции: автодилеры «поворачиваются лицом» к рынку подержанных авто. Физлица же в нынешней экономической ситуации не спешат расставаться со своими машинами. Кризис, как известно, не лучшее время для обновления персонального автопарка — не до жиру. Тем более что получить нынче «хорошую» цену за свое авто крайне сложно. Даже поверхностное изучение «актуальных» цен на подержанные машины показывает, что в рублевом исчислении они (по сравнению с концом прошлого года) выросли несильно, на считаные проценты. А как подорожала за это время пара доллар—евро, знают все! Вывод: тот, у кого сохранились «подкожные» запасы валюты, сейчас может приобрести по очень «приятной» цене машину заметно более дорогую, чем мог рассчитывать в прошлом году. Валютные цены на новые иномарки выросли, зато на подержанные — заметно упали.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Если вы планируете в ближайшем будущем приобрести подержанное авто, лучше не откладывать покупку. Ведь на самом деле никто точно не скажет, как будет развиваться ценовая ситуация в этом сегменте рынка. Да, ожидается массовый приток «возвратных» машин. Но еще неизвестно, в каких масштабах это произойдет, да и произойдет ли вообще, ведь отдавать банку машину вместо денег очень невыгодно (но это тема отдельного разговора). К тому же рыночные цены на ввезенные в этом году подержанные машины уже заметно выше, чем на «местные» иномарки: их четко можно выделить в объявлениях. И продавцам тех самых «возвратных» авто ничто не мешает ориентироваться именно на повышенный уровень цен — деньги лишними не бывают, как известно. А за ними и весь остальной рынок может в стадном порыве вздуть цены. И все — прощай мечта о приобретении подержанного автомобиля по дешевке.