1793

Разойдемся без протокола?

Европротокол в России заработает не скоро
«В Тверской области произошла первая авария, оформленная по европротоколу». «Получит ли невиновный в ДТП причитающиеся ему 25 000 рублей?» Примерно такими заголовками несколько дней назад пестрели новостные ленты. Но, увы, сенсации не случилось.
Поделиться

«В Тверской области произошла первая авария, оформленная по европротоколу». «Получит ли невиновный в ДТП причитающиеся ему 25 000 рублей?» Примерно такими заголовками несколько дней назад пестрели новостные ленты. Но, увы, сенсации не случилось. Оформлять мелкие аварии по упрощенной процедуре отечественные автомобилисты не спешат. Почему — выяснили корреспонденты «МКмобиля».

Итак, 1 марта этого года в силу вступила новая редакция «автогражданки», благодаря чему у российских водителей появились две доселе невиданные возможности: обращаться за выплатой по ОСАГО не в страховую компанию виновника ДТП, а в свою (по науке это действо называется «прямое урегулирование убытков») и оформлять аварию с участием двух автомобилей, где пострадало только «железо», а сумма ущерба при этом не превысила 25 000 рублей, по упрощенной процедуре, то есть без вызова представителей ГИБДД (так называемый европротокол).
И если по прямому урегулированию вопросов почти ни у кого нет (делов-то — околачиваешь пороги не чужого страховщика, а своего), то вот как оформить ДТП по «упрощенке», да так, чтоб потом еще заплатили?.. И когда появилось первое сообщение, будто в Тверской губернии на четвертый день жизни новой «автогражданки» нашелся смельчак, оформивший ДТП без участия придорожных милиционеров и обратившийся за выплатой к страховщику, все восприняли это как сенсацию и тут же принялись гадать: заплатят или «продинамят»? На деле же авария была оформлена сотрудниками ГИБДД, следовательно, ни о каком европротоколе речи не идет. А вся сенсационность свелась к тому, что тверяк, заключивший договор по
ОСАГО 2 марта, обратился в свою компанию уже 4 марта с просьбой выплатить деньги за вред, причиненный в результате ДТП. То есть на самом деле это был первый в стране случай прямого урегулирования убытков.
Да и сами страховщики не верят, что «первенец» европротокола мог «родиться» так скоро. Во-первых, у обоих участников инцидента должны были быть полисы ОСАГО, оформленные после 1 марта. Во-вторых, сумма ущерба не должна была превышать 25 000 рублей (при нынешних ценах на запчасти таких денег стоит разве что какой-нибудь фонарик отечественного авто). В-третьих, извещения о ДТП нового образца должны быть заполнены правильно, без ошибок (в противном случае у страховщиков появляется железобетонный повод для отказа в выплате). Все вышеперечисленные нюансы, наложенные на недоверие людей к различным новшествам (особенно по финансовой части), способны отодвинуть оформление ДТП по европротоколу на неопределенный срок.
Кстати сказать, страховые компании, присоединившиеся к европротоколу ОСАГО, внесли на гарантийные депозиты для обслуживания системы прямого урегулирования убытков по 3 млн. рублей. Кроме того, каждая компания должна гарантировать, что утром каждого дня на ее спецсчетах должно быть не менее 300 000 рублей для взаиморасчетов. Такие условия ставит «Соглашение между членами Российского союза автостраховщиков (РСА) о прямом урегулировании возмещения убытков». Те компании, которые эти требования выполнять не будут, потеряют лицензии.

НАШ ЭКСПЕРТ
Андрей ЮРЬЕВ, начальник управления европротокола РСА:

— В европротоколе есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что водителям, попавшим в незначительное ДТП (как говорят, притерлись бамперами), не нужно по нескольку часов ждать сотрудников ГИБДД, чтобы оформить происшествие. Сели, заполнили бумаги, разъехались. Благодаря этому уменьшится количество «пробок» на дорогах, а сотрудники ГИБДД будут тратить время не на оформление аварий, а на их профилактику.
Но, повторюсь, есть и минусы. Начнем с того, что процедура упрощенного оформления ДТП притягательна для аферистов. По понятным причинам не буду озвучивать конкретные схемы мошенничества, но, поверьте, их немало.
К тому же менталитет российских водителей в значительной степени не готов к европротоколу, не сформирована культура оформления аварий. То есть берет человек в руки бланк извещения о ДТП, а что с ним делать, какие графы заполнять и как — не знает. В США, к примеру, в школьной программе есть предмет, обучающий тонкостям заполнения ежегодной налоговой декларации. Может, по аналогичному пути пойти и нам? В автошколах ввести дисциплину, которая обучала бы правильному заполнению извещения о ДТП (ведь учат же кандидатов в шоферы правилам оказания первой медпомощи). Третий негативный момент — постоянно растущие цены на запчасти и отсутствие единой методики оценки ущерба.