В конце прошлой недели банки отрапортовали, что в стране началась выдача дешевых автокредитов, которую придумал Владимир Путин. Первыми авто, на которые получили деньги благодарные россияне, стали “Лада” и “Шкода Фабия”. С госскидками на иномарки дело пока идет туго — к такому выводу пришел корреспондент “МК”, попытавшийся подписаться на раздачу слонов.
Государство, напомним, гарантировало спонсировать покупку наших авто и собираемых иномарок ценой до 350 тыс. рублей, предлагая дешевые кредиты. Официальный старт кампании был дан 1 апреля: Минпромторг обещал, что россияне в рамках программы смогут купить 150 тыс. авто. Надо торопиться: госскидки будут действовать до конца года.
Сначала дело у банков (их мало: благородное дело доверили всего трем) не заладилось: в первые дни клиентов просили “позвонить завтра”. Но теперь процесс вроде бы пошел. Банкиры в пятницу гордо отрапортовали о первых счастливчиках. “Добро” на кредиты те получили почти синхронно.
Первую в истории российского льготного кредитования Lada Kalina купил житель Саранска. В общей сложности он отдаст 259 510 руб. Часть суммы, как и положено по программе, он уже внес, и остается выплатить еще свыше 181 тыс. руб. В месяц покупатель будет отдавать 7 тыс. руб. из зарплаты при реальной для него ставке 9,33%. А жительница Санкт-Петербурга подписалась на более выгодное предложение по ставке 6,33% годовых (покупает она Renault Logan). В среднем, как сообщили финансисты, платеж при такой ставке получается на 2—3 тысячи руб. меньше, чем “у других”.
Третий банк из подписанных на программу тоже в первый раз кредитовал на иномарку — Skoda Fabia за 350 тыс. руб. При ставке 9,33% годовых покупательница будет платить 11 436 руб. в месяц.
Мы тоже, как и двое из первых счастливчиков, нацелились на иномарки, коих в списке правительства оказалось всего пять штук.
У решившего кредитоваться есть два пути. Можно прийти в автосалон, где сидят представители кредиторов, либо сразу обращаться к банкирам. Выбрав первый способ, корреспондент “МК” в первом же салоне потерпела неудачу. Ответ был в стиле “ничего не знаем”. Менеджер посоветовала звонить банкирам и узнавать, до каких автосалонов уже дошла благая весть.
— Два-три дня — и примем решение, выдавать ли вам кредит, — заявили в колл-центре одного из банков. “Пять дней”, — провозгласили в другом. Зато в более резвом банке кредит обойдется дороже: за вычетом правительственной скидки — 9,33%. Девушки на телефоне обещали, что сильно придираться кредиторы не будут. Нужны: доход не менее 20 тыс. рублей в месяц, возраст от 21 до 60 лет и отсутствие отрицательной кредитной истории. Всем параметрам я соответствовала. Дело, кажется, оставалось за малым. Выбрать авто, побегать за документами и раскошелиться на 30% суммы. Тонны справок не нужны: только из бухгалтерии по форме 2НДФЛ. Плюс паспорт, копия трудовой и нотариально заверенное согласие от супруга. Экономии в 25—40 тыс., о которых мне гордо сообщили в колл-центрах банков, это, конечно, стоило.
О том, что надо учесть текущие расходы — КАСКО, ОСАГО, налог, ТО, комиссию за обслуживание (4% от суммы), — я узнала уже позже. В общем, после всех подсчетов вышло, что выигрыш по сравнению с обычным кредитом получался всего в пару тысяч рублей в месяц. Явно не те деньги, которых хотелось. Однако для части населения и это деньги: в одном из банков на конец прошлой недели накопилось уже 2 тысячи заявок, в другом — тысяча. Так потихоньку и лимит в 150 тысяч израсходуем.
— А что, прямо любую машину из списка можно выбирать? — спросила я у девушки на телефоне. Тут произошла заминка. “В автосалонах пока есть не все из списка”, — смущенно проговорила оператор.
Озадаченная, я отправилась в прикормленные банкирами автосалоны, где выразили готовность продавать мне авто по программе. В одном заведении даже намерились поощрить меня противоугонным замком. Только случилась незадача с “льготным” ассортиментом.
— Где разработчики программы взяли машины по таким низким ценам? — огорошил меня менеджер одного из салонов.
Обнаружилось, что наценка на ряд иномарок из списка превышает сто тысяч рублей. В банках мне этот вопрос, кстати, прояснять не стали.
— Fiat Albea в начале апреля подорожал до 366 с лишним тысяч, — обломали меня с первым требованием. То есть из штанов бюджетной иномарки машина выросла, хотя в списках осталась.
Льготный Ford Focus был. Но с тем условием, что машину надо подождать месяцев пять или даже подольше.
Производители обещают, что “когда-нибудь” поступят эти машины стоимостью около 350 тысяч без наворотов — с трехдверным кузовом и без АБС. Авто этой марки с такой социально ориентированной ценой всего один процент от общего объема производства. А вот за 464 тысячи — пожалуйста. Только не по льготной программе. Чтобы не расстраивать клиента, мне предложили “обычный” кредит под 16%, правда, на пять лет. Когда я попыталась переключиться на Chevrolet Niva, меня так и вовсе подняли на смех. Неделю назад официальная цена выросла с 382 до 412 тысяч рублей. А в салоне самая дешевая модель — за 450 тысяч рублей. Что касается Skoda Fabia, то вписывающиеся в программу авто есть, но надо хорошо поискать. В салонах они появляются редко. UAZ Hunter был найден минимум за 374 тысячи руб. с ремаркой “поищите, у кого-то есть дешевле”. KIA Spectra — минимум в 379 тысяч. А сборка последних вообще прекращена. Таким образом, мне обещали только вазовские модели и весьма ограниченный выбор иномарок.
В общем, покупателю, намеривающемуся спасти отечественный автопром, обрезали крылья. Производители, кстати, тоже не в восторге: они ссылаются на опыт Германии, где государство доплачивает частному лицу за то, что он купил новый автомобиль взамен старого. Эта мера вернула к росту авторынок страны. Там продажи в первом квартале этого года не только не упали, а даже и выросли по сравнению с докризисным периодом прошлого года более чем на 6%.
СПРАВКА "МК"
Идея с льготными автокредитами была озвучена Владимиром Путиным, когда в конце прошлого года он посетил КамАЗ. Для поддержки автопрома была предложена следующая мера: продавать гражданам авто стоимостью до 350 тыс. рублей по льготной ставке — банковские проценты минус две трети ставки рефинансирования Центробанка. То есть минус 8,66%. В окончательном варианте списка, составленного Минпромторгом, осталось пять иномарок: Ford Focus, Renault Logan, Skoda Fabia, Fiat Albea и Kia Spectra. Это машины, собранные в России в рамках промсборки. Из российских брендов под действие субсидий попадают все модели “АвтоВАЗа” (за исключением Chevrolet—Niva, которая дороже 350 тыс. руб.), а также внедорожник UAZ Hunter Ульяновского автозавода.