4629

Как разбудить водителя

Вовремя будить задремавшего за рулем водителя станет персональный будильник, который начали разрабатывать столичные ученые
Группа специалистов из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии и Института радиотехники и электроники РАН проводят специальные исследования, чтобы выяснить, как часто и надолго ли засыпают люди, занятые монотонной работой.
Поделиться

 Группа специалистов из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии и Института радиотехники и электроники РАН проводят специальные исследования, чтобы выяснить, как часто и надолго ли засыпают люди, занятые монотонной работой. Ученые разработали модель, позволяющую предсказывать вероятность засыпания индивидуально для каждого водителя.  

В экспериментах участвовали мужчины и женщины в возрасте от 17 до 68 лет. Сидя в удобном кресле в затемненной комнате, испытуемые должны были выполнять два задания: сначала считать про себя до десяти, каждую секунду нажимая кнопку, затем считать до пяти, ничего не нажимая. Каждое испытание продолжалось 40—50 минут. Исследователи фиксировали правильность выполнения теста, силу нажатия кнопки и отмечали с помощью электроэнцефалографа появление характерных признаков засыпания в мозге.  

Комментарий сотрудника Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Владимира ДОРОХОВА:  

— Монотонный тест “убаюкивал” некоторых участников эксперимента уже через 1—3 минуты. Они изо всех сил сдерживались, чтобы не уснуть, а уже через 20 минут засыпали окончательно. Другие держались дольше. Мы решили, что если у каждого конкретного человека заранее определить опасные периоды засыпания, то можно разработать техническую систему контроля уровня бодрствования. Как только человек начнет клевать носом и хотя бы на 3—5 секунд закрывать глаза, будильник, настроенный на его ритм, издаст громкий сигнал и не допустит возможной аварии. Будильник может быть изготовлен в виде браслета или перстня. Этот прибор станет считывать кожно-гальваническую реакцию кожи водителя во время езды и передавать информацию об активности его симпатической нервной системы на специальный датчик. Когда человек приблизится к опасной точке кратковременного засыпания, система сработает, и в кабине водителя раздастся громкий сигнал.