Как сообщили “МК” в Верховном суде РФ, с иском сюда обратился житель Омской области Азамат Сагнаев. Россиянин сам едва не лишился прав из-за двоякого толкования в законе. А все потому, что в его регионе во время медосвидетельствования автомобилистов руководствуются исключительно приказом Минздравсоцразвития №308 от 2003 года. В 16-м пункте приказа черным по белому написано, что заключение о состоянии опьянения медработники могут вынести при наличии клинических признаков опьянения (например, покраснение кожи, запах изо рта) и любом положительном результате измерительных приборов. То есть не важно, сколько именно промилле, главное, что они в принципе есть. В этом случае человек автоматически признается нетрезвым и ему можно прощаться с водительскими правами.
По мнению Сагнаева, злополучный пункт нарушает презумпцию невиновности. А вдруг человек просто выпил кефир, перед тем как сесть за руль, или у него повышенная кислотность желудка? К тому же пункт противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, согласно которому человек считается находящимся в состоянии опьянения, только если в его крови установлено содержание этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на 1 л крови или 0,15 и более миллиграммов на 1 л выдыхаемого воздуха. Верховный суд с Азаматом полностью согласился и признал недействующим спорный пункт.
— Надо сказать, что для Москвы это абсолютно ничего не изменит, — говорит правозащитник Виктор Травин. — В Первопрестольной клиническую картину при медосвидетельствовании на состояние опьянения не учитывают уже давно. А на количество промилле стали смотреть еще с 1 июля прошлого года, когда вступили в силу поправки к КоАП. А вот в некоторых регионах действительно действовали по старинке. И теперь им придется “подтянуться” в этом смысле.
Кстати, приказ Минздравсоцразвития, о котором идет речь, во многом противоречит КоАП. Но бороться за юридическую чистоту этого документа сейчас не имеет смысла. Дело в том, что он живет последние дни. В Минздравсоцразвития РФ обещают в ближайшее время издать новую инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (она якобы уже почти готова), отвечающую требованиям действующего законодательства.