Сугубо официальная статистика ГИБДД утверждает, что в России из-за неудовлетворительного содержания дорог ежегодно происходит в среднем 18–25% аварий. Количество пострадавших исчисляется тысячами. Не надо быть суперпрофессионалом в сфере безопасности дорожного движения, чтобы понять: попасть в аварию из-за плохой дороги может даже опытный водитель.
Вот и мэр Москвы Юрий Лужков «внезапно» обнаружил, что московские дороги в центре города находятся «в неудовлетворительном состоянии». Гнев градоначальника был ужасен: двум заместителям префекта ЦАО объявили замечания! Видимо, в случае рецидива мэр — вот ужас какой! — поставит провинившихся подчиненных в угол. Уже давно стало общим местом: при ремонте дорог подрядчики в целях экономии всячески нарушают технологию, а оставшиеся деньги «пилят» с курирующими дорожную тематику чиновниками. Вроде бы известно, как нужно дороги делать, чтобы не образовывалась колейность от проехавшего велосипеда.
Вроде бы все в курсе, что с непрерывного ремонта дорог «кормится» огромное количество народа. Вроде бы вечно разбитый асфальт уже давно «достал» всех… При этом никто ничего в этой сфере реально менять и не думает, а дорожно-строительные коррупционеры продолжают замечательным образом коррупционировать.
Парадокс? Ни в коем случае! Дело, как нам кажется, в следующем. Те, кто плюются от качества московских дорог, иногда все-таки покидают границы Подмосковья и сразу же осознают одну простую вещь: дороги московского региона по сравнению с трассами иных отечественных городов и весей — практически идеал! Недавно, например, стало известно об акции протеста автовладельцев города Конаково Тверской области. Ночью перед зданием городской администрации они соорудили гору из колесных дисков и покрышек, «погибших» на ужасных дорогах города. Что касается тверских автолюбителей, то автор вообще не понимает, как они ежедневно выезжают на дороги. Взять, к примеру, тверской участок федеральной трассы М9 (Рижское шоссе, если кто не знает). По весне там комфортней всего ехать по обочине. Кондиции асфальтового покрытия точнее всего можно описать выражением «эхо войны». Дорожники в течение лета слегка «подшаманивают» совсем не проезжие участки и на этом успокаиваются. И так каждый год. В нынешнем сезоне кое-какие изменения, похоже, все-таки произойдут. Если в начале года чиновники бодро рапортовали, что, мол, кризис не помеха, как строили, так и будем, что финансирование — в полный рост, и т.п., то сейчас эти же официальные лица полуофициально сообщают, что дорожные бюджеты все-таки будут подвергнуты некоторым сокращениям. Например, расходы федерального «кошелька» на строительство и ремонт автодорог срежут примерно на 15 процентов. Благодарных автомобилистов уверяют, что сие сокращение произойдет лишь за счет снижения стоимости работ, но не в ущерб качеству и количеству. Памятуя о немалом дефиците госбюджета, это означает, что чиновникам дана команда сокращать расходы везде где только можно и «не можно». И что же в сухом остатке, спросите вы. Если коротко, то ничего веселого. Работу дорожников, сограждане, можете ругать сколько душе угодно, все равно как минимум в течение ближайшего года можно только надеяться, что наши дороги хотя бы не станут хуже.