Еще в феврале всех перепугало ощущение, что вот-вот подорожает все и сразу и уже к маю стоимость автомобилей превысит порог здравого смысла.
На этой волне испуга, а также благодаря нераспроданным запасам прошлогодних машин дилеры, к немалому своему удивлению, констатировали отменные продажи. Даже в марте, несмотря на всеобщее падение продаж на 47%, еще что-то продавалось. В апреле рынок встал.
И тут же объявились мудрые аналитики, рассказавшие о летних перспективах. По их прогнозам, падение превысит… 60%! То есть продажи сократятся до чрезвычайно болезненного уровня, к осени многие дилеры окажутся на грани выживания, а представительства — на грани позора. Ведь за последние годы они привыкли на растущем российском рынке зарабатывать ордена, титулы и хвастаться своими невиданными талантами, благодаря которым даже в отсталой России смогли своими руками поднять продажи на такой уровень. А тут вроде бы и таланты на месте, и руки в наличии, а результат не впечатляет…
И тогда в головах аналитиков возник новый прогноз, согласно которому уже осенью представительства, спасая себя и фирмы, начнут удешевлять товар. Ожидаемое снижение цен — до 40%. Подобная цифра говорит об осведомленности аналитиков, поскольку давно известно, что любая компания безболезненно может снизить цену на 20% и с легким скрипом — на эти самые 40%. Вопрос лишь в том, от какой печки станут плясать. Если вожделенные 40% будут скинуты с предновогодней цены, когда машина стоила не то чтобы дешево, но хотя бы в пределах разумного и привычного, тогда это будет действительно честный дисконт. И хоть бизнес утратит приятную сверхприбыльность, зато показатели колыхнутся в нужную сторону. А если цену снизят, отталкиваясь от ее последнего, запредельного значения, то есть после всех подорожаний года, то это будут липовые цифры, наглые как сейчас.
Но пока никто еще не решился начать ценовую войну и показать пример снижения. Хотя «Toyota» все же придумала фиксированный курс, благодаря которому все ее автомобили действительно подешевели. Этим же завуалированным дисконтом изредка балуются разрозненные дилеры «Mercedes». Остальные ждут полного провала и жесткого падения продаж до немыслимого уровня, после чего либо начнут готовиться к смерти, либо снизят цены.
Кроме общего падения рынка представительства подтолкнут к дисконту и сами дилеры. У них запас плавучести очень слабый, до осени доживут не все. Поэтому уже стала обозначаться неожиданная и ранее совершенно невероятная тенденция: крупные продавцы начали отказываться от дилерства. Если тенденция наберет силу, то долгожданное удешевление автомобилей может случиться и без серьезного опоздания.