Максимальная цена авто, приобретаемого по льготному кредиту, изначально ограничивалась суммой в 350 тыс. руб., первый взнос будущий счастливый автовладелец должен был заплатить в размере не менее 30%, а полностью рассчитаться предстояло не позже чем 31 декабря 2011 года. Однако особой популярностью у граждан программа не пользовалась — по состоянию на 14 мая воспользоваться ею пожелали лишь 14 700 человек из всего населения нашей необъятной. То есть лишь 3% от всего числа проданных авто приобреталось по правительственной программе. Что и говорить, для, к примеру, АвтоВАЗа с его затоваркой площадок это капля в море, а не эффективная господдержка. Даже если предположить, что все 14 700 человек решили обзавестись именно “Ладой”. Тем более покупают граждане охотнее иномарки, хоть и отечественной сборки. “Мы нашли механизмы, которые позволят сделать программу более эффективной и популярной”, — отметил специалист Минпромторга в беседе с корреспондентом “МК”.
Согласно предложениям министерства стоимость автомобиля, на покупку которого можно получить льготный кредит, увеличивается почти вдвое — до 600 тыс. руб. Первый взнос, напротив, вдвое сокращается — с 30% до 15%. Вносит конкретику документ и в сроки погашения: теперь неминуемая расплата за новенькое авто должна состояться не позднее чем через 36 месяцев с момента получения кредита. Кроме того, министерство решило четко прописать требования к кредитным организациям, которые смогут поучаствовать в программе: собственный капитал банка по состоянию на 1 апреля нынешнего года должен составлять не менее 70 млрд. рублей. Сегодня такие кредиты выдают Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ.
С новыми списками автомобилей, которые попадут под расширенную и дополненную версию программы, дело обстоит весьма интересно. Минпромторг раскрывать его пока не спешит: судя по всему, сформирован еще не до конца. До недавнего времени получить заем с субсидированной ставкой можно было на весь модельный ряд АвтоВАЗа и иномарки российской сборки: Renault Logan, Ford Focus, Chevrolet Niva, Fiat Albea и Skoda Fabia. Однако автомобильные эксперты уже называют потенциальных кандидатов, которые в скором времени дополнят этот перечень. Из отечественных машин первые на очереди седан представительского класса Volga Siber и внедорожник УАЗа Patriot. Из “русских иностранок” список наверняка пополнят Skoda Octavia, Volkswagen Polo, Chevrolet Lacetti, Hyundai Accent. Раньше эти модели не проходили по цене. Стоит добавить, что министерство предлагает распространить программу не только на легковые авто, но и на легкий коммерческий транспорт. Не исключают эксперты, что появятся и другие варианты для автомобилистов: некоторые иномарки, отвечающие всем необходимым критериям, могут элементарно упасть в цене.
Интрига нового документа заключается в том, что при условии расширения списка объем финансирования программы не увеличился ни на копейку — как был 2 млрд. руб., так и остался. Очевидно, что в таких условиях автопроизводителям придется вновь бороться за покупателя. Но на этот раз на новом поле — льготного субсидированного кредитования. Не исключено, что тот же АвтоВАЗ может не получить поддержки, на которую рассчитывал изначально. Однако специалисты министерства заявляют — перед государством все равны, и поддержке автопрома это не повредит. “Конкуренция — это нормально. Если бы мы писали программу под одного конкретного производителя, это было бы прямое нарушение антимонопольного законодательства. Этого никто себе не позволит” — уверены в Минпромторге.